В Москве объявили лауреатов 13-й Премии Кандинского. Нижний Новгород занимает видное место на карте современного искусства. И среди номинантов этого года в лонг-листе было 5 нижегородских проектов.
Мы спросили у художников, чему посвящены их работы?
🔸 Павел Отдельнов, фотопроект «Промзона». Сейчас снимки из этой серии можно посмотреть на сайте www.promzona.site. На следующий год запланирована выставка в одном из художественных музеев в Швеции.
Павел Отдельнов о фотопроекте «Промзона»: «Проект посвящен промзоне моего родного Дзержинска — большому кластеру химических заводов. Большинство заводов восточной промзоны города были построены в конце 30-х годов. Три поколения моих предков работали на этих заводах. В 2000-х и 2010-х большинство производств были признаны убыточными и закрыты. Градообразующие заводы один за другим обанкротились. Сегодня многие из закрытых цехов разрушены совсем, а другие заброшены. Недавнее прошлое оказалось как будто стёртым. От гигантских заводов остались руины. Мой проект о людях, которые строили эти заводы и работали на них. О моей семейной и о большой истории. О памяти и забвении».
🔸 Владимир Чернышёв, инсталляция «Бассейн». Художник впервые представил работу два года назад в галерее Futuro, а позднее на выставке «Немосква не за горами» в Санкт-Петербурге.
Владимир Чернышёв об инсталляции «Бассейн»: «Инсталляция «Бассейн» вмещает в себя множество противоречий во взаимоотношениях природы и человека. Основная идея работы заключается в смещении акцента внимания с человекоцентричной картины мира на окружающий мир вещей и материалов посредством презумпции их неартикулируемости и автономности. Бассейн без видимого дна становится метафорой чёрной дыры, в которой отражается окружающее пространство».
🔸 Владимир Чернышёв, проект «Остановка». Белоснежный остановочный павильон и сейчас можно найти в глубине заброшенного садового массива в Нижегородской области. Точную локацию художник держит в секрете. Может, вам улыбнётся удача найти её?
Владимир Чернышёв о работе «Остановка»: «Инсталляция «Остановка» построена в глуши леса в Нижегородской области, где нет маршрутов общественного транспорта. Остановка отсылает к состоянию паузы или ощущению бесконечного ожидания, а также проблематизирует свою ценность, маскируясь под бессмысленный объект «лесного благоустройства».
🔸 Артём Филатов и Алексей Корси, «Сад им.». Мемориальный комплекс во внутреннем дворе частного крематория. Сейчас пространство закрыто до весны, но на сайте проекта можно узнать подробности и посвятить своему умершему близкому растение.
Артём Филатов о проекте «Сад им.»: «Сад им.» — общественный мемориальный комплекс, созданный художниками во внутреннем дворе частного крематория в Нижнем Новгороде.
Проект касается одной из основ человеческого существования — страха смерти, обращаясь к одному из способов избавления от боязни «парадоксальной интенции» — сближении с предметом страха. Авторская концепция отсылает к культуре природных захоронений, традиции развеивания праха и экокладбищам. Проект задуман как функционирующий ботанический Сад, рассчитанный на непрерывную трансформацию во временной перспективе. Являющаяся его частью звуковая инсталляция основывается на современных ритуальных формах, представлениях о телесности и виртуальности памяти. На сайте ушедшему близкому можно посвятить один из 120 видов растений, с которым у него ассоциируется покойный».
🔸 Арт-группа ПРОВМЫЗА, проект Oratorium SARXSOMA. 22 ноября ещё есть возможность увидеть работу в Московском музее современного искусства на Петровке, 25. Сейчас художники готовят новый перформанс с участием нижегородцев, съёмки пройдут в декабре.
Арт-группа ПРОВМЫЗА о работе Oratorium SARXSOMA: «В основе проекта лежит идея потерь и утрат. Кеннет Дока в своей работе «Theory of Traumatic Loss» определил «бесправное горе» как утрату, которая не может быть открыто выражена, публично оплакиваема и не воспринимаема современным обществом. Переживающие утрату свидетельствуют, что сталкиваются с уменьшением важности самой потери, к некому нивелированию чувственности и сопереживания. Мы попытались создать видеофреску на тему ритуала прощания/прощения. В её центре — стоящая в заводском цеху огромная инженерная конструкция, которая превращена в некую отвесную переправу, принимающую или возвращающую различные неживые тела и грузы. Подобный приём растянутого во времени процесса прощания с потерей превращает переживания во вселенскую ментальную трагедию».