Большинство людей читают сначала введение, потом основную часть, затем заключение. Такая последовательность кажется логичной, но этот способ чтения далеко не самый удачный. После того как вы проанализировали структуру текста, нужно сделать следующее. Во-первых, внимательно прочтите введение, найдите ключевое предложение или абзац, отражающие суть статьи или главы, а зачастую и структуру текста. Затем перейдите к заключению. Почему? Потому что именно там приведены конкретные выводы автора. Если заключение составлено правильно, в нем есть как общие выводы, так и собственные мысли автора. После заключения можно переходить к основной части. (Далее я подробнее расскажу, как правильно ее читать.) Чтобы понять преимущества прочтения введения и заключения до основной части, еще раз изучите выдержку из моей статьи. Начните с введения: вы узнаете, как работает закон Сарбейнза — Оксли[38] и почему мне он кажется неэффективным. Во введении вы также найдете информацию о структуре статьи. Возможные решения проблемы неэффективности совета директоров описаны в заключении. Прочтите, например, первый абзац. Три предложения отражают суть гипотезы: численность совета директоров следует уменьшить; члены совета директоров должны быть узкими специалистами и уделять своим обязанностям больше времени. Вы увидите, что в заключении гораздо больше информации, чем во введении. Там вы найдете еще одно ценное наблюдение: разные механизмы повышения профессионализма членов советов директоров. 3. Беглый просмотр первых предложений абзацев Если, прочтя введение и заключение, вы поняли суть текста, переходите к основной части. К этому моменту вы уже четко определили цель ее прочтения: понять основные гипотезы или прояснить сложные моменты. Как правило, беглый просмотр позволяет сосредоточиться на том, что важно для вас. Остальное читать не обязательно. Чтение «по диагонали» для более эффективного восприятия Исследователи из Университета Юты провели эксперимент70 , в рамках которого изучили процесс подготовки студентов к экзамену. Они дали учащимся длинный текст, сказав, что после его прочтения нужно ответить на вопросы. Через определенные промежутки времени исследователи просили читателей объяснить, как они изучали тот или иной раздел (например: подчеркивали слова, читали «по диагонали», пытались пересказать своими словами, конспектировали или просто читали все подряд). После выполнения этого задания исследователи распределили участников на шесть групп в зависимости от методов изучения материала и проанализировали результаты теста на запоминание. Первую группу, к которой они отнесли лишь шесть из 67 участников, они назвали «читателями со стратегией». Эти испытуемые адаптировали стиль изучения материала к объему текста и своим знаниям в соответствующей области. Они чаще бегло читали то, что казалось им неважным. Однако чтение «по диагонали» не стало причиной недопонимания или пропуска существенной информации, скорее наоборот — это позволило уделить больше внимания важным фрагментам. Именно эта группа показала лучшие результаты в тесте на запоминание по сравнению с остальными