Каждый фрилансер рано или поздно столкнется с проблемами при работе с клиентами. Лучше подготовиться к этому заранее, чтобы не растеряться.
Мы собрали 5 самых частых проблем при работе с клиентами и способы их решения.
1. "Сделай так, чтоб красиво было... Ой, мне не нравится... Переделай?"
Зачастую заказчики сами не знают чего хотят. У них есть материал, есть идеальная картинка в голове, а ты должен угадать.
И если не угадаешь — клиент будет недоволен.
Решение:
Проси клиента предоставить максимум информации о проекте: референсы, раскадровки, и, конечно же, чёткое и структурированное тз.
2. "А давай еще вот это поменяем... Вот тут поправим... И тут... Кстати здесь тоже..."
Нет ничего плохого в том, чтобы внести несколько правок в финальную версию проекта.
Это повысит лояльность клиента и, вероятно, он снова к тебе обратится при необходимости.
Но что делать, если заказчик вносит бесконечное количество правок и не может остановиться?
Решение:
Обговаривай заранее количество допустимых фундаментальных и мелких правок без доплат.
Тогда клиент будет думать над целесообразностью внесения тех или иных изменений.
3. "Ага, знаю я вас таких, сначала деньги тебе скину, а потом ты меня заблокируешь!"
Эта проблема больше актуальна для новичков в профессии.
Переживания заказчика понятны — он боится потерять деньги, ведь если ты только начал свой путь кинодела, то еще не успел заработать репутацию, хорошие отклики и рекомендации.
А как быть тебе? Ведь перспектива сделать работу и быть кинутым тоже не сильно радует.
Решение:
Ищи компромисс! Предложи клиенту разбить работу на этапы, за выполнение каждого из них ты будешь получать часть итоговой суммы.
А если работа займет у тебя не очень много времени — присылай ее с вотермаркой.
4. "Ничего себе, а почему так дорого?"
У клиента есть свое представление о ценах. И далеко не всегда оно привязано к рынку.
Решение:
Составь смету, по пунктам распиши каждый этап необходимых работ и обоснуй стоимость каждого из них.
5. "Я лучше тебя знаю! Да я б и сам сделал, времени просто не хватает..."
Заказчик, который считает себя "профи" — один из самых непредсказуемых клиентов.
Коммуникация с ним будет богата на негативные эмоции, а недовольств — масса.
Решение:
Конечно, можно пропускать мимо ушей его самовосхваления и реагировать только на здравую критику.
Но стоит ли оно того? Пожалуй, этот вопрос должен быть риторическим...
А с какими проблемами при работе с клиентами сталкивался ты? Пиши в комменты.