Эта статья будет посвящена самым распространенным ошибкам, которых вам стоит избегать, если вы решили обучать ребенка чтению своими силами.
· Ошибка № 1: неверное произношение
Нужно начинать обучение со звуков, а не букв. То есть говорим не БЭ, а Б, не ВЭ, а В. От этого навязчивого Э избавляться очень сложно. В дальнейшем ребенок столкнется с трудностями при слиянии букв в слоги, и вместо КОТ будет читать КЭ-О-ТЭ.
· Ошибка № 2: алфавитный порядок
Более предпочтительный вариант – изучать буквы по частотности. Например, А, О, У, С, М – поверьте уже из этого набора букв можно составить множество слогов и слов.
· Ошибка № 3: однобокий подход
Чтобы ребенок запомнил букву, мало ему ее показать и произнести. Предложите также написать её на листочке или выложить из палочек/карандашиков. Еще одно полезное упражнение при изучении букв – определение местоположения звука в слове. Например, спросите, есть ли в слове КОТ, звук Т, и если да, то где: в начале, средине или конце.
· Ошибка № 4: спешка и бессистемность
Следующая ошибка, которую частенько допускают родители – это желание научить всему, да поскорее. Мы советуем не спешить, и только после того, как ребенок уже понял принцип слияния слогов на примере первых нескольких букв, знакомить с одной новой буквой за одно занятие.
Начинайте с повторения всех уже известных букв, далее закрепите последнюю изученную, прочитайте несколько слогов и слов с ней, и только потом вводите новую. И не забывайте, что дети быстро устают и теряют концентрацию. Поэтому важно чередовать чтение с играми.
· Ошибка № 5: механическое чтение
Научить читать – половина дела. Важно, чтобы ребенок понимал прочитанное. Поэтому при чтении слов задавайте наводящие вопросы или просите приводить примеры с этим словом. Например, ребенок прочитал слово ГРУША. Спросите, это съедобное или несъедобное.
Таким образом, можно ли обучать ребенка чтению своими силами, не прибегая к помощи педагога? Наш ответ – да. Главное, ответственно подойти к этому делу. Потому что переучитывать – всегда сложнее, чем обучать с нуля. К нам приходит много деток, которых сперва пытались научить читать дома, и они уже знают некоторые буквы, и произносят их, как правило, с ошибками – МЭ, ХЭ, ЭЛ и др. С такими ребятами процесс обучения идет дольше, ведь первым делом мы из переучиваем из букв в звуки.
Еще один момент – бывают ситуации, когда требуется помощь логопеда, невролога, нейропсихолога и др. И не все родители понимают, где проходит грань между возрастными особенностями и нарушениями. Педагогу достаточно несколько занятий, иногда вовсе одной встречи с ребенком, чтобы оценить ситуацию, и при необходимости порекомендовать узкого специалиста.
На сегодня все, всем спасибо. Надеемся, информация была полезной.
Ждем вас на наших бесплатных пробных уроках. Записывайтесь на нашем сайте. На вводном занятии педагог протестирует слуховую и зрительную память вашего ребенка, оценит произношение и знание букв, подберет подходящий курс, а также ответит на все ваши вопросы.
До встречи! Онлайн-школа "Скороговорун"!