Найти в Дзене
Jon Lanky Silver

История группы Smokie.

"Smokie", "Смоуки", "Смоки".

В истории поп-музыки середину 70-х го­дов чаще всего связывают с успехом группы "Смоуки". Во всяком случае так свидетельствуют различные музыкальные издания. Пожалуй, это справедливо, если принять во внимание шумный успех, ко­торого во многих странах мира добился этот коллектив из Великобритании. Что же касается главного, а точнее их музыки, то здесь группа была далеко не новаторской, хотя на фоне многих весьма похожих друг на друга коллективов у них, несомненно, было своё лицо. Его участников отличало незаурядное исполнительское мастерство, хорошие вокальные данные.

Одной из причин успеха ансамбля "Смоуки" называют и определённый в те годы спад в развитии британской поп-му­зыки: хард-рок, как одно из ведущих на­правлений начала 70-х годов, уже вы­дохся, а новых лидеров, подобно "Битлз", которые бы увлекли слушателей оригинальными музыкальными идеями, не было.

То, с чего начался в 1975 году взлёт "Смоуки", было как бы синтезом лучших традиций бит-музыки предыдущего деся­тилетия. Именно это и принесло группе неожиданное признание.

Впрочем, в успехе группы "Смоуки" повинны не только эти обстоятельства. Их восхождение на вершину музыкального Олимпа предшествовали восемь лет кропотливой работы и серьезных поисков собственно­го пути, звука и материала.

Группа "Смоуки" была создана в 1967 году Кри­сом Норманом и его друзьями Терри Аттли и Эланом Силсоном, которым в то время было по шестнадцать-семнадцать лет. То была обычная любительская школьная группа, которых в Британии на­считывалось тысячи. Но юношеская увлечённость со временем не угасла и при­вела их на профессиональную сцену.

"Элизабетенз" - именно такое было первоначальное название группы, в последующие годы коллектив вы­ступал в клубах и кабачках Брэдфорда, окрестностями которого и ограничивалась его популярность. В 1973 году к группе, уже переименованному в "Кайнднес" (что в переводе "Доброта"), присоединился талантливый ударник Пит Спенсер из подобной полу­профессиональной группы "Чевронэ".

В то время "Смоуки" пытаются добиться контракта с фирмами грамзаписи, но пока это было без­успешно. Удача пришла неожиданно. Во время выступления в лондонском клубе Хэтчетт их услышали весьма известные в мире шоу-бизнеса композиторы Майк Чэпмэн и Ники Чинн, которым понравился сла­женный коллектив. Они отметили исполнительские возможности гитариста Нор­мана, который также удачно выступал и как композитор и аранжировщик, чёткую игру бас-гитариста Терри Аттли и соло- гитариста Элана Силсона, да и ударник Спенсер был на своем месте. Подкупало и то, что трое из ребят неплохо поют. И, наконец, самое главное - у группы ощущался определённый музыкальный стиль.

Так на свет появились "Смоуки". Был подписан контракт с фирмой "Rak". Спе­циально для группы пишут Чинн и Чэп­мэн, и вот уже в начале 1975 года выходит их первый альбом "Передай по кругу" ("Pass It Around"), а вслед за ним долгоиграющая пластинка "Постоянно меняясь" ("Changing All The Time"), которым сопутствовал успех. В хит-парадах появляются ком­позиции из двух первых пластинок группы, к примеру отличная песня "Если ты думаешь, что любишь меня" ("If You Think You Know How To Love Me") и другие композиции.

-2

Но у неожиданного успеха оказалась и другая сторона. "Смоуки", которые пытались найти свой путь, своё лицо в мире поп-музыки, вынуждены были главным образом записывать на пластинки песни Чинна и Чэпмэна. На этом настаивала фирма грамзаписи, прекрасно знавшая коммерческий успех двух авторов песен, не без успеха комбинировавших ­различные направления поп-му­зыки, инструментальные и вокальные на­ходки рока 60-х и начала 70-х годов.

Это был уже проверенный путь, имен­но так Чинн и Чэпмэн делали популяр­ность Suzi Quatro, групп "Sweet" и "Mud".

А вот что говорил Крис Норман о тех временах:

- "Если бы у нас была возможность вы­бора, мы бы записывали на пластинки свою музыку. Но всё ре­шает фирма записи музыкантов, а она отдаёт предпочтение Чинну и Чэпмэну, потому что они всегда пишут хиты. Нам бы хотелось сменить звучание группы, петь несколько иначе. Не хочется, чтобы тебя сравнивали, скажем с "Led Zeppelin", а чтобы уважали за то, что ты делаешь сам!"

Начиная с 1976 года собственные ком­позиции группы "Смоуки" постепенно начинают занимать в их репертуаре всё больше и больше места. Они выпускают аль­бом один за другим:

  • "Полночное ка­фе" ("Midnight Cafe") 1976 года
  • "Яркие огни и задние аллеи" ("Bright Lights and Back Alleys ") 1977 года

В какой-то степени группа компенсируют свою неудовлетворённость работой на фирме "Rak", записываются с известным певцом Донованом, помогают в качестве вокальной группы коллективу "Heavy Metal Kids".

В тот же период группа "Смоуки" начинают широкую гастрольную деятельность. Они выступают в странах Западной Европы, США, всюду вызывая восторженный при­ём и, как это ни парадоксально, менее всего в самой Британии. Большим успе­хом пользуются такие их песни, как:

  • "Живя по соседству с Алисой" ("Living Next Door to Alice ")
  • "Иголки и бу­лавки" ("Needles and Pins")
  • "Дикие, дикие ангелы" ("Wild Wild Angels")

Сравнивая концертные выступления и студийные записи коллектива, критики отмечали, что "Смоуки" больше всего удаются композиции в стиле, близком к английским на­родным песням и шотландским балладам, в стиле фолк-рок или кантри-рок.

После первых трёх лет шумного успеха положение "Смоуки" в мире поп-музыки стабилизировалось, они продолжили сохранять популярность в европейских стра­нах, хотя в самой Англии она по-прежне­му была невелика. Впрочем, отсутствие ажио­тажа, очевидно, помогло участникам коллектива сконцентрировать внимание на по­иске собственного пути.

Так, после дли­тельной студийной работы в конце 1978 го­да они выпустили долгоиграющую плас­тинку, вызвавшую сенсацию среди крити­ков, это был альбом под названием "Альбом из Монтрё" ("The Montreux Album"), в котором большинство композиций принадлежало членам группы, а спустя год издали альбом "Другая сторона дороги" ("The Other Side of the Road"). Успех этих пластинок явился свидетельством определенной творческой самостоятельности коллектива, их высокого исполнительского мастерства, умения удачно использовать в своих сочинениях элементы разных направлений рока.

Если оценивать этот успех, определяя место "Смоуки" в поп-му­зыке, Крис Норман, отвечая на вопросы журналистов со всей откровенностью ска­зал:

- "Я думаю, теперь мы знаем, кто мы такие - это группа, которая именно в Англии никогда не будет в моде, потому что то, что мы делаем, это нечто сред­нее между "Битлз" и "Холлиз". "Битлз" были просто грандиозным событием, в то время как "Холлиз" так до конца вели­кими и не стали, хотя и пользовались популярностью".

А вот пластинка сборник "Лучшие песни Смоуки" бы­ла выпущена в 1977 году. В ней собраны композиции, записанные группой в пе­риод с 1975-го по 1977 год, которые дают довольно полное представление о творческом портрете "Смоуки" тех лет, именно показывая какого рода музыку записывала и играла группа. По данной пластинке можно сделать представление о взаимодействии самой группы с фирмой "Rak" и двумя писателями текстов песен. В последующие годы группа "Смоуки" продолжала выпускать альбомы и почётно заняла своё место в истории поп-рок музыки.

-3