"Smokie", "Смоуки", "Смоки".
В истории поп-музыки середину 70-х годов чаще всего связывают с успехом группы "Смоуки". Во всяком случае так свидетельствуют различные музыкальные издания. Пожалуй, это справедливо, если принять во внимание шумный успех, которого во многих странах мира добился этот коллектив из Великобритании. Что же касается главного, а точнее их музыки, то здесь группа была далеко не новаторской, хотя на фоне многих весьма похожих друг на друга коллективов у них, несомненно, было своё лицо. Его участников отличало незаурядное исполнительское мастерство, хорошие вокальные данные.
Одной из причин успеха ансамбля "Смоуки" называют и определённый в те годы спад в развитии британской поп-музыки: хард-рок, как одно из ведущих направлений начала 70-х годов, уже выдохся, а новых лидеров, подобно "Битлз", которые бы увлекли слушателей оригинальными музыкальными идеями, не было.
То, с чего начался в 1975 году взлёт "Смоуки", было как бы синтезом лучших традиций бит-музыки предыдущего десятилетия. Именно это и принесло группе неожиданное признание.
Впрочем, в успехе группы "Смоуки" повинны не только эти обстоятельства. Их восхождение на вершину музыкального Олимпа предшествовали восемь лет кропотливой работы и серьезных поисков собственного пути, звука и материала.
Группа "Смоуки" была создана в 1967 году Крисом Норманом и его друзьями Терри Аттли и Эланом Силсоном, которым в то время было по шестнадцать-семнадцать лет. То была обычная любительская школьная группа, которых в Британии насчитывалось тысячи. Но юношеская увлечённость со временем не угасла и привела их на профессиональную сцену.
"Элизабетенз" - именно такое было первоначальное название группы, в последующие годы коллектив выступал в клубах и кабачках Брэдфорда, окрестностями которого и ограничивалась его популярность. В 1973 году к группе, уже переименованному в "Кайнднес" (что в переводе "Доброта"), присоединился талантливый ударник Пит Спенсер из подобной полупрофессиональной группы "Чевронэ".
В то время "Смоуки" пытаются добиться контракта с фирмами грамзаписи, но пока это было безуспешно. Удача пришла неожиданно. Во время выступления в лондонском клубе Хэтчетт их услышали весьма известные в мире шоу-бизнеса композиторы Майк Чэпмэн и Ники Чинн, которым понравился слаженный коллектив. Они отметили исполнительские возможности гитариста Нормана, который также удачно выступал и как композитор и аранжировщик, чёткую игру бас-гитариста Терри Аттли и соло- гитариста Элана Силсона, да и ударник Спенсер был на своем месте. Подкупало и то, что трое из ребят неплохо поют. И, наконец, самое главное - у группы ощущался определённый музыкальный стиль.
Так на свет появились "Смоуки". Был подписан контракт с фирмой "Rak". Специально для группы пишут Чинн и Чэпмэн, и вот уже в начале 1975 года выходит их первый альбом "Передай по кругу" ("Pass It Around"), а вслед за ним долгоиграющая пластинка "Постоянно меняясь" ("Changing All The Time"), которым сопутствовал успех. В хит-парадах появляются композиции из двух первых пластинок группы, к примеру отличная песня "Если ты думаешь, что любишь меня" ("If You Think You Know How To Love Me") и другие композиции.
Но у неожиданного успеха оказалась и другая сторона. "Смоуки", которые пытались найти свой путь, своё лицо в мире поп-музыки, вынуждены были главным образом записывать на пластинки песни Чинна и Чэпмэна. На этом настаивала фирма грамзаписи, прекрасно знавшая коммерческий успех двух авторов песен, не без успеха комбинировавших различные направления поп-музыки, инструментальные и вокальные находки рока 60-х и начала 70-х годов.
Это был уже проверенный путь, именно так Чинн и Чэпмэн делали популярность Suzi Quatro, групп "Sweet" и "Mud".
А вот что говорил Крис Норман о тех временах:
- "Если бы у нас была возможность выбора, мы бы записывали на пластинки свою музыку. Но всё решает фирма записи музыкантов, а она отдаёт предпочтение Чинну и Чэпмэну, потому что они всегда пишут хиты. Нам бы хотелось сменить звучание группы, петь несколько иначе. Не хочется, чтобы тебя сравнивали, скажем с "Led Zeppelin", а чтобы уважали за то, что ты делаешь сам!"
Начиная с 1976 года собственные композиции группы "Смоуки" постепенно начинают занимать в их репертуаре всё больше и больше места. Они выпускают альбом один за другим:
- "Полночное кафе" ("Midnight Cafe") 1976 года
- "Яркие огни и задние аллеи" ("Bright Lights and Back Alleys ") 1977 года
В какой-то степени группа компенсируют свою неудовлетворённость работой на фирме "Rak", записываются с известным певцом Донованом, помогают в качестве вокальной группы коллективу "Heavy Metal Kids".
В тот же период группа "Смоуки" начинают широкую гастрольную деятельность. Они выступают в странах Западной Европы, США, всюду вызывая восторженный приём и, как это ни парадоксально, менее всего в самой Британии. Большим успехом пользуются такие их песни, как:
- "Живя по соседству с Алисой" ("Living Next Door to Alice ")
- "Иголки и булавки" ("Needles and Pins")
- "Дикие, дикие ангелы" ("Wild Wild Angels")
Сравнивая концертные выступления и студийные записи коллектива, критики отмечали, что "Смоуки" больше всего удаются композиции в стиле, близком к английским народным песням и шотландским балладам, в стиле фолк-рок или кантри-рок.
После первых трёх лет шумного успеха положение "Смоуки" в мире поп-музыки стабилизировалось, они продолжили сохранять популярность в европейских странах, хотя в самой Англии она по-прежнему была невелика. Впрочем, отсутствие ажиотажа, очевидно, помогло участникам коллектива сконцентрировать внимание на поиске собственного пути.
Так, после длительной студийной работы в конце 1978 года они выпустили долгоиграющую пластинку, вызвавшую сенсацию среди критиков, это был альбом под названием "Альбом из Монтрё" ("The Montreux Album"), в котором большинство композиций принадлежало членам группы, а спустя год издали альбом "Другая сторона дороги" ("The Other Side of the Road"). Успех этих пластинок явился свидетельством определенной творческой самостоятельности коллектива, их высокого исполнительского мастерства, умения удачно использовать в своих сочинениях элементы разных направлений рока.
Если оценивать этот успех, определяя место "Смоуки" в поп-музыке, Крис Норман, отвечая на вопросы журналистов со всей откровенностью сказал:
- "Я думаю, теперь мы знаем, кто мы такие - это группа, которая именно в Англии никогда не будет в моде, потому что то, что мы делаем, это нечто среднее между "Битлз" и "Холлиз". "Битлз" были просто грандиозным событием, в то время как "Холлиз" так до конца великими и не стали, хотя и пользовались популярностью".
А вот пластинка сборник "Лучшие песни Смоуки" была выпущена в 1977 году. В ней собраны композиции, записанные группой в период с 1975-го по 1977 год, которые дают довольно полное представление о творческом портрете "Смоуки" тех лет, именно показывая какого рода музыку записывала и играла группа. По данной пластинке можно сделать представление о взаимодействии самой группы с фирмой "Rak" и двумя писателями текстов песен. В последующие годы группа "Смоуки" продолжала выпускать альбомы и почётно заняла своё место в истории поп-рок музыки.