Найти тему
Розовый мопед

Простой инженер получил в наследство каучуковый заводик во Франции. Фамилия его - Мишлен

Оглавление

Среди современных автолюбителей вряд ли найдутся люди, ничего не слышавшие о производителе покрышек, о котором и пойдет речь. Речь о французской компании Michelin, чья история насчитывает более ста тридцати лет. Сегодня это публичное акционерное общество, известное во всем мире.

Возможно, так бы выглядели современные колеса, не появись в свое время каучук Источник: https://procrossover.ru/avtolyubitelyu/shiny/zachem-stavjat-shirokie-kolesa-i-jeffektivny-li-oni-v-gorode.html
Возможно, так бы выглядели современные колеса, не появись в свое время каучук Источник: https://procrossover.ru/avtolyubitelyu/shiny/zachem-stavjat-shirokie-kolesa-i-jeffektivny-li-oni-v-gorode.html

Продукция компании реализуется в ста восьмидесяти странах мира. Ее шины долгое время были одними из лучших на болидах Формулы-1, а сейчас используются в гонках других классов и на обычных машинах любого из континентов планеты. Логотип Michelin хорошо знаком даже тем, кто далек от автомобильной индустрии. А ценители хорошей кухни и вовсе благодарны компании за одно простое оригинальное решение, навсегда изменившее ресторанный бизнес. А теперь подробнее обо всем вышеупомянутом, и не только.

Домашняя фабрика

Хотя официально компания Michelin появилась на свет в 1889-м, ее истоки следует искать гораздо раньше. В 1832 году два двоюродных брата, Эдуард Дюбре и Аристид Барбьер, основывают компанию под названием «Барбьер Дюбре и Ко». Как несложно догадаться, имя для предприятия было образовано из фамилий родственников. А заниматься они решили изделиями из резины. Такой выбор не был случайным. Ведь несколькими годами ранее именно тесть Эдуарда Дюбре изобрел первый в мире водонепроницаемый плащ из каучуковой ткани.

Новоиспеченная компания, появившаяся в небольшом французском городке Клермон-Ферран, стала производить самую разную продукцию из инновационного материала. Эдуард Дюбре при помощи жены Элизабет организовал целую линию по изготовлению мячиков. А более прагматичный Аристид Барбьер стал производить из резины различную продукцию для сельского хозяйства и сантехники. Со временем небольшое предприятие выросло в солидную фабрику, на которой трудились многие жители городка и окрестных деревень.

ИСПОЛЬЗОВАНО В НЕККОММЕРЧЕСКИХ ЦЕЛЯХ. https://infourok.ru/pozaklasniy-zahid-gra-shans-1956422.html
ИСПОЛЬЗОВАНО В НЕККОММЕРЧЕСКИХ ЦЕЛЯХ. https://infourok.ru/pozaklasniy-zahid-gra-shans-1956422.html

Спустя годы после смерти обоих основателей компании с разницей всего в несколько месяцев, успешное предприятие постепенно пришло в упадок. И фабрику компании «Барбьер Дюбре и Ко» даже пришлось на несколько месяцев остановить. Именно здесь начинается другая история.

Возрождение «Барбьер Дюбре и Ко»

В Клермон-Ферран приезжает Андре Жюль Аристид Мишлен, внук Аристида Барбьера. Талантливый инженер, родившийся и живший в Париже большую часть жизни, попросту не мог позволить вот так пропасть дедушкиному делу.

Спустя три года Андре просит своего младшего брата Эдуарда приехать и помочь разобраться с управлением семейным бизнесом. Эдуард, который проживал в столице Франции, решает закрыть собственную художественную студию и отправляется на помощь брату. В 1889 году они переименовывают компанию в «Мишлен и Ко».

Постепенно братья уходят от производства каучуковых мячиков, спрос на которые давно прошел, чтобы переключиться на изготовление более популярных товаров. Они занимаются выпуском различных сантехнических и дымовых труб и прочих изделий из резины. К примеру, запускают линию по изготовлению тормозных колодок. Постепенно дела на фабрике налаживаются.

https://commons.wikimedia.org/wiki/File:Bicycle_wheel_with_dynamo_hub.JPG Вот с чего начинали своё дело Братья Мишлен
https://commons.wikimedia.org/wiki/File:Bicycle_wheel_with_dynamo_hub.JPG Вот с чего начинали своё дело Братья Мишлен

Новое производство и первый эксперимент

Согласно легенде, на бизнес братьев Мишлен кардинальным образом повлиял один случай. На территорию поместья, где располагалась фабрика, заехал велосипедист. Колеса его транспортного средства нуждались в ремонте. Так как велосипеды на тот момент только набирали популярность, а покрышки к их колесам и вовсе намертво приклеивались к ободам, пришлось как следует повозиться, чтобы помочь путешественнику. Но его визит натолкнул братьев на мысль. Они решили сосредоточиться на производстве велосипедных покрышек. И спустя некоторое время запатентовали их съемный пневматический вариант, который, в случае прокола или повреждения, не нужно было менять вместе со всем колесом.

Чарльз Терронт, Источник: https://picryl.com/media/terront-e91a91
Чарльз Терронт, Источник: https://picryl.com/media/terront-e91a91

Испытать свою новую разработку Андре и Эдуард решили в достаточно суровых условиях. Пневмошины их фабрики были установлены на велосипед Чарльза Терронта, участвовавшего в знаменитой гонке Париж-Брест-Париж 1891 года. Благодаря возможности оперативно заменять поврежденные колеса, спортсмен стал победителем заезда.

Несмотря на рекламу в виде победы на серьезном соревновании, еще какое-то время пневматические шины Michelin не пользовались особым спросом у велосипедистов. Объяснялось это достаточно просто. В те времена дороги были буквально усеяны гвоздями и небольшими кусочками лошадиных подков. Из-за этого прокол пневмошины был практически неизбежен даже во время небольшой поездки. Но чуть позже и транспортные артерии стали чище, и владельцы велосипедов по достоинству оценили изобретение братьев Мишлен. Производство пневмошин стало приносить внушительную прибыль.

Помимо покрышек для велосипедов, которые уже продавались по всей Франции и во многих странах Европы, фабрика Michelin начинает производить резиновые шины для гужевого транспорта. Постепенно ее продукция все чаще встречается на экипажах и повозках, запряженных лошадьми.

А ближе к рубежу веков братья, всегда следившие за мировыми тенденциями и развитием технологий, обратили внимание на автомобильную индустрию, которая только зарождалась. И они сразу же принялись выпускать шины для самоходных экипажей, которые передвигались за счет двигателей внутреннего сгорания и паровых установок.

Источник: https://ru.wikipedia.org/wiki/Мишлен,_Андре#/media/Файл:André_Michelin_1920.jpg
Источник: https://ru.wikipedia.org/wiki/Мишлен,_Андре#/media/Файл:André_Michelin_1920.jpg

Полный вперёд: развитие компании со скоростью гоночной машины

В конце девятнадцатого столетия компания Michelin начинает активно продвигать свою продукцию на различных автомобильных гонках. И спортивные болиды разных классов часто побеждают как раз благодаря инновационным покрышкам французской фабрики.

Уже в начале двадцатого века продукция Michelin широко известна по всей Европе и далеко за ее пределами. А первое зарубежное представительство быстро растущего предприятия появилось в Лондоне в 1911 году.

Примечательно, что к тому времени знали о компании из Клермон-Феррана и в царской России. Склады компании уже на тот момент имелись в Москве и Варшаве. В 1907 году братья Мишлен представили свои покрышки на Первой международной автомобильной выставке, проходившей в Российской империи. А затем именно на их покрышках бельгийский гонщик Артур Дюре выиграл заезд Москва – Санкт-Петербург, организованный в честь выставки. После его победы шины Michelin стали продаваться в семи крупнейших городах России.

Дальше в истории компании Michelin имелись как взлеты, так и падения. Пусть товары французского концерна и пользовались массовым спросом, на их реализацию порой влияли самые разные факторы.

Экипаж с рекламой компании. Источник: https://ru.wikipedia.org/wiki/Michelin#/media/Файл:Реклама_Мишлен_(1911).jpg ИСПОЛЬЗОВАНО В НЕККОММЕРЧЕСКИХ ЦЕЛЯХ
Экипаж с рекламой компании. Источник: https://ru.wikipedia.org/wiki/Michelin#/media/Файл:Реклама_Мишлен_(1911).jpg ИСПОЛЬЗОВАНО В НЕККОММЕРЧЕСКИХ ЦЕЛЯХ

Военное время и братья Мишлен

В период Первой мировой войны братья Мишлен не остаются в стороне. Они сворачивают производство шин и предлагают свою помощь французскому правительству. Компания переключается на производство летательных аппаратов, которых за годы войны с ее помощью будет произведено почти 2 000. Также в одном из крупнейших складов компании был организован военный госпиталь для тяжелораненых солдат.

Даже после окончания войны братья, которые всегда старались идти в ногу со временем и искали самые разные пути развития собственного предприятия, остаются связаны с авиацией. Они разрабатывают уникальное покрытие для взлетно-посадочных полос, которое успешно применяется на аэродромах Франции. Благодаря каучуковой основе покрытие позволяло осуществлять взлет даже во время сильного дождя.

Параллельно с возвращением в мирную жизнь на родине руководство компании приобретает большой участок земли во Вьетнаме. На нем была организована каучуковая плантация, которая просуществовала до 1975 года.

До начала Второй мировой войны Michelin строит заводы на территории Германии, Испании, Италии и Аргентины. А в 1934 году она становится владельцем концерна Ситроен, который принадлежал ей вплоть до 1976-го. Так что во многом именно братьям Мишлен французы обязаны появлением таких легендарных автомобилей, как 2CV и DS-19.

При этом руководство компании продолжает получать патенты на собственные изобретения и внедряет в производство инновационные технологии. Именно Michelin создает первые шины низкого давления, которые служили до 30 000 километров.

Легендарный шины Мишлен на Формуле-1 2006 года. Источник: https://ru.wikipedia.org/wiki/Michelin#/media/Файл:Fernando_Alonso_US_GP_2006.jpg ИСПОЛЬЗОВАНО В НЕККОММЕРЧЕСКИХ ЦЕЛЯХ
Легендарный шины Мишлен на Формуле-1 2006 года. Источник: https://ru.wikipedia.org/wiki/Michelin#/media/Файл:Fernando_Alonso_US_GP_2006.jpg ИСПОЛЬЗОВАНО В НЕККОММЕРЧЕСКИХ ЦЕЛЯХ

Вызов принят

После окончания Второй Мировой войны у французской компании, как и у многих предприятий в то время, возникают серьезные экономические трудности. Но братья Мишлен принимают вызов. И вновь спасают собственное детище благодаря оригинальному инновационному решению. Под их руководством в 1946 году была создана первая в мире радиальная шина, получившая название «Michelin X». Эта технология, существенно увеличивающая срок службы покрышек и устойчивость автомобиля, позволила компании выйти из кризиса. По сути, именно «Michelin X» являются прародителями всех современных шин. И речь не только об автомобильных покрышках, но и шинах для самолетов, мотоциклов и велосипедов.

Говоря о Michelin, сложно не упомянуть о том, насколько эффективно компания продвигала свой бренд и свою продукцию. Руководство фабрики еще в девятнадцатом веке осознало, насколько важно быть на слуху. И старательно формировало позитивное отношение к собственному имени, что хорошо сказывалось на продажах.

Все началось с активных рекламных кампаний на гонках и других соревнованиях. На первых этапах развития братья Мишлен вынуждены были бесплатно предлагать свои шины, чтобы «засветиться» рядом с известными гонщиками. А годы спустя к ним выстраивались очереди из желающих выступать на покрышках Michelin. Стоит ли напоминать, что именно на этой резине Фернандо Алонсо стал чемпионом Формулы-1 в 2006-м? То есть, в последнем сезоне, когда шины «конюшням» поставляли разные производители. А уже в следующем году Michelin покинули королевский спорт и решили не принимать участие в тендере на получение статуса монополиста, который будет обеспечивать покрышками все команды. Объяснили ребята из Франции это очень просто. Им всегда было интересно только соперничество, пусть и в рекламных целях. Зато шины Michelin по сей день активно используются во многих других гонках, включая европейскую серию Ле-Ман.

Старые плакаты с Бибендумом. Источник: https://ru.wikipedia.org/wiki/Michelin#/media/Файл:Michelin_Poster_1898.jpg  ИСПОЛЬЗОВАНО В НЕКОММЕРЧЕСКИХ ЦЕЛЯХ
Старые плакаты с Бибендумом. Источник: https://ru.wikipedia.org/wiki/Michelin#/media/Файл:Michelin_Poster_1898.jpg ИСПОЛЬЗОВАНО В НЕКОММЕРЧЕСКИХ ЦЕЛЯХ

Но куда интереснее история создания главного визуального символа компании – белого человечка по имени Бибендум, также известного, как Мистер Мишлен.

Бибендум появился на свет в 1898 году, когда братья Мишлен решили, что простого логотипа для раскрутки их бренда будет недостаточно. Требовалось что-то более свежее и интересное. И по легенде, во время одной из гонок, перед которой кто-то из сотрудников фабрики сложил шины разного диаметра в одну стопку, братья увидели в этой фигуре забавного человечка. Они обратились за помощью к знакомому художнику Мариусу О’Галопу, выполнившему несколько набросков. И из них родился знаменитый Бибендум, ставший лицом компании на долгие годы.

В двадцать первом веке Мистера Мишлена назовут одним из самых узнаваемых логотипов в мире. Также он часто встречается в современной поп-культуре в виде отсылок. И все же в курсе, что Бибендум сыграл одну из главных ролей в оригинальных «Охотниках за приведениями», а недавно появился в продолжении знаменитого голливудского блокбастера в качестве камео?

Еще одним серьезным шагом в рекламном продвижении бренда стало принятие решения о публикации туристических путеводителей. Изначально братья Мишлен решили, что для популяризации автомобилей и велосипедов, а, следовательно, и их продукции, было бы неплохо создать перечень мест, которые следует посетить путешественникам. В список попали достопримечательности, заправки, закусочные и другие места, способные заинтересовать автолюбителей и путешественников. Первый такой путеводитель был издан в 1900 году и распространялся бесплатно, в качестве рекламной брошюры. Как вы уже, наверное, догадались, это был тот самый «Красный гид Мишлен».

Тот самый красный гид Мишлен. Источник: https://ru.wikipedia.org/wiki/Красный_гид_«Мишлен»#/media/Файл:Guide_michelin_1929_couverture-edit.png
Тот самый красный гид Мишлен. Источник: https://ru.wikipedia.org/wiki/Красный_гид_«Мишлен»#/media/Файл:Guide_michelin_1929_couverture-edit.png

Долгие годы братья распространяли путеводитель бесплатно. Пока один из них случайно не заметил, что увесистый справочник используется в качестве подпорки для лавочки. С тех пор «Красный гид Мишлен» стал продаваться за два доллара. И сегодня это один из самых авторитетных путеводителей для оценки качества ресторанов. В нем используется уникальная трехзвездочная система, по которой можно понять, стоит ли посещать то или иное заведение. Но сегодня многие рестораны борются даже не за звезды, а за простое упоминание в «Красном гиде». Кстати, впервые путеводитель по ресторанам России, а, точнее, Москвы, появился как раз в 2021 году.

Также была попытка запустить в тираж «Зеленый гид». Но этот путеводитель такой популярностью, как его предшественник, не пользовался.

В начале двадцать первого столетия Michelin организовывает производство на десятках фабрик во всех уголках планеты. А в 2012 году ее признали лучшим производителей шин в мире. И руководство компании не собирается снижать обороты. Помимо производственных мощностей, у Michelin имеются девять огромных научно-исследовательских центров, которые занимаются разработкой новых оригинальных технологий. А затем прототипы продукции тестируются на специализированных полигонах. Всего в компании трудятся более 127 000 человек. А ее заводы расположены не только во Франции, но и в России, Китае, Канаде, США и других странах.

На сегодняшний день у Michelin есть 69 заводов на самых разных континентах. Продукция компании поставляется в 180 стран мира. А чистая прибыль компании за 2019 год составила 1 миллиард 730 миллионов евро. При этом международный конгломерат продолжает заниматься исследовательской работой и внедрением инновационных технологий. Так, в 2024 году планируется начать вывод на рынок уникальных безвоздушных шин нового поколения под названием MICHELIN UPTIS, прототип которых был представлен в 2019-м. А их испытания уже в наши дни проводятся на электрокаре Chevrolet Bolt EV на территории мичиганского полигона. Так что конкурентам будет крайне сложно угнаться за компанией, которая стала лидером на рынке автомобильных шин.

Chevrolet Bolt EV. Источник: https://uk.wikipedia.org/wiki/Chevrolet_Bolt#/media/Файл:2019_Chevrolet_Bolt_EV_-_April_2019_(2777).jpg
Chevrolet Bolt EV. Источник: https://uk.wikipedia.org/wiki/Chevrolet_Bolt#/media/Файл:2019_Chevrolet_Bolt_EV_-_April_2019_(2777).jpg

Друзья, обязательно напишите в комментариях, понравился ли вам такой формат длинного текста. А также не забудьте рассказать, о каких еще компаниях подобный материал вы бы хотели увидеть уже в ближайшее время.

Понравилось прочитанное? Поддержите автора!

#автомобили #автообзор #Мишлен #авто компании #бренды #фирма