В этом парке много интересных объектов: от заброшенных зданий и железнодорожных путей до суперсовременных стадионов, где тренируется "Зенит"! И многие объекты хранят секреты своего появления в парке. Сегодня я их вам расскажу.
Это сейчас Удельный парк (с 1934 до 1991 года - парк Челюскинцев) площадью 153,4 гектара находится глубоко в черте города на севере Санкт-Петербурга.
А при Петре Первом эти земли были отведены под выращивание корабельной сосны. На территории современного парка около улицы Аккуратова до конца 20 века даже росла сосна, которую (по легенде) #царь посадил собственноручно. Она была огорожена оградкой.
В конце 18 века эти земли передали в ведение Департамента уделов. Это ведомство существовало с 1797 года. Дело в том, что после подписания Павлом Первым "Закона об императорской фамилии" на постоянном содержании казны находились только император, его мать, жена и наследник. А прочие дети с момента совершеннолетия переходили на содержание "удельного капитала". Он собирался в виде оброка с имений, выделенных из государственных владений в удельные, то есть принадлежащие императорской фамилии.
В 1827 году оброк заменили доходом от общественных запашак, обрабатываемых крестьянами сообща. За работами на этих полях следили специальные смотрители. Для их подготовки учредили Удельное земледельческое училище. А Удельный парк, основанный в 1832 году, был учебной базой этого училища. Но во второй половине 19 века учебное заведение было упразднено. Часть территорий, ранее принадлежавших училищу, отошло под строительство Финляндской железной дороги, на юго-западном участке в 1892 году построили ипподром, а на остальной территории устроили #парк. Украшением пейзажной части парка был небольшой, извилистый пруд.
Этот пруд сохранился и сейчас.
Пруд расположен на самом краю крутого склона и отделён от него плотиной, через которую проходит одна из главных парковых аллей, названная сейчас именем знаменитого тренера "Зенита".
А около пруда находится тренировочная база футбольного клуба #зенит.
И это неслучайно, ведь ещё в 1904 году в парке образовался "Удельнинский кружок любителей спорта", объединивший футболистов. Правда, вскоре кружок распался на две команды "Удельная" и "Надежда". Капитаном "Надежды" являлся полузащитник экстра-класса Никита Акимович Хромов. Он сыграл за клубы и сборные города 185 матчей.
В 1911 году по инициативе игрока "Удельной" Кирилла Павловича Бутусова клубы вновь объединились. Так появился клуб "Унитас". В игроки первой команды "Унитаса" входили уникальные личности, например Виталий Валентинович Бианки, будущий известный писатель. "Унитас" просуществовал до 1930 года, правда, не раз менял названия. Там, где находилась поле клуба, ныне располагается стадион "Спартак".
А с шестиметрового уступа (который, кстати, ни что иное как берег древнего моря) можно увидеть ещё один стадион "Зенита".
Украшением парка являются огромные старинные деревья.
Кстати, одно из них послужило в 1913 году причиной ДTП со смeртельным исходом, когда компания из четырех человек ехала на пикник, а водитель на покрытой ледяной коркой аллее не справился с управлением, и машина врeзалась в дерево. Интересно, что место, где случилась авaрия, считалось в то время среди посетителей парка пpоклятым: на той самой сосне, в которую врeзался автомобиль, уже произошли до этого четыре случая самoповешения, а две барышни отрaвились из-за несчастной любви. Где сейчас это роковое место, трудно понять...
А вот где во время войны по территории парка проходила тыловая линия обороны видно по сохранившимся дотам.
Но вернёмся к истории парка. В 1910 году на территории парка начались масштабные работы по подъёму полотна Финляндской железной дороги. Именно в это время в парке был построен сводчатый каменный #мост на перегоне Ланская - Удельная. Если посмотреть на старую фотографию этого моста, то на дальнем плане заметна старая железнодорожная трасса с деревянным мостом через канаву.
И сейчас по каменному старинному мосту проходят железнодорожные пути, и движение поездов через парк является достаточно оживленным.
Но в Удельном парке была и ещё одна #железная дорога, от которой сейчас остались лишь шпалы, будка переезда, и ограничительный бетонный столбик.
Это был путь к заводу «Светлана», основанному в конце 19 века. Ещё до войны к предприятию подвели подъездной путь от станции Удельная. Он начинался примерно от перекрестка Удельного проспекта и Кубанской улицы и проходил по границе Удельного парка. Когда в 1954 году строили «сталинку» на Нежинской улице, 4, ее аккуратно разместили вдоль насыпи — для этого пришлось срезать угол.
В российское время «Светлана» перестала использовать этот путь. А в 2004 году во время капитального ремонта проспекта Энгельса демонтировали рельсы и убрали переезд через проспект.
От остатков железной дороги виден ещё один интересный объект парка - заброшенная #усадьба.
Можно подумать, что постройка относится к концу 19 - началу 20 века, но на самом деле это бывшее здание ресторана "Лесной", построенного и открытого в 1958 году.
В нём находился зал на 80 человек и большая открытая терраса. Ресторан проработал до начала 2000-х годов, сменив позже название на «Охотничий домик».
В 2008 году в здании ресторана началась реконструкция, а в 2010 году. произошел сильный пожар. На сегодняшний день здание находится в аварийном состоянии.
Но несмотря на это и забор, окружающий заброшку, попасть внутрь бывшего ресторан могут все желающие.
Ходят слухи, что по ночам в здании собираются не только бoмжи, но и всякие "кoлдуны".
Заброшенное здание находится совсем рядом с главным входом в Удельный парк со стороны проспекта Энгельса.
А между парком и Светлановской площадью располагается ещё одно примечательное здание пожарной части, построенное в 1892 году.
Интересно, что пожарная часть располагается в нём с 1919 года, а до этого там был полицейский участок.
Впрочем, у этого района очень интересная и насыщенная история, о которой можно почитать в других моих статьях.
А в Удельном парке для меня осталась одна неразгаданная #загадка, запечатлённая на фотографии ниже. Кто знает, что это, как оно выглядело и почему до сих пор огорожено, пишите в комментариях!
Для написания статьи использованы материалы книги С.Глезерова "Лесной, Гражданка, Ручьи, Удельная..."
Подписывайтесь на канал "Бюджетные путешествия на машине" (ведь некоторые статьи доступны только подписчикам) и читайте ещё: