Во многих культурах лев - символ добродетели и положительных качеств. Отождествление льва с« царем зверей » обогащает его образ метафорическими значениями.
Но в то же время лев поражал воображение своей агрессивностью и потенциальной опасностью для человека. Его считали экзотическим зверем. На средневековых картах необжитые земли подписывали классическим латинским выражением Hic sunt leones -«тут водятся львы».
Римляне переняли большую часть своего искусства и культуры у греков, но некоторые из их божеств пришли с Востока. Фригийская богиня Кибела из Анатолии обычно появляется в колеснице, которая запряжена парой львов. Это поразительное изображение появляется на реверсе римского денария в 78 году до нашей эры.
Пристрастие римлян к наблюдению за людьми, сражающимися с дикими зверями, ускорило исчезновение европейских и североафриканских львов. Несколько изображений такого гладиаторского боя встречаются на римских монетах, в частности, на денарии, выпущенном Л. Ливинеем Регулусом в 42 году до нашей эры. Как городской префект, Регулус отвечал за постановку этих популярных развлечений, и он смело поместил свой собственный портрет на аверсе - что римляне сочли бы шокирующим даже десятилетием раньше.
К тысячелетней годовщине основания Рима в апреле 248 году нашей эры, император Филипп «Араб» устроил серию эпических игр, которые были отмечены на его монетах. Чтобы развлечь зрителей, были убиты тысяча гладиаторов, бегемотов, жирафов, леопардов, львов и носорогов. Многие из этих животных появляются на серебряной антонианах Филиппа. Это, наверное, самые доступные образцы львов на старинных монетах; качество гравюры карикатурное, что указывает на упадок художественных стандартов в эту неспокойную эпоху.
Император Аврелиан пытался обратить вспять упадок Рима и почти преуспел. Он вернул отколовшиеся провинции в Галлии и Сирии. На реверсе редкого золотого ауреуса Кизика в 272 году, прыгающий лев сжимает в пасти молнию, а из его головы исходят лучи света. Как символ триумфа, он, кажется, предшествует львам, которые так часто появляются в средневековой геральдике.
Постум, правивший в провинции Галлия в III веке нашей эры, пытался идентифицировать себя с Гераклом на своих монетах. На уникальном золотом ауреусе, теперь хранящемся в Бостонском музее изящных искусств, выпущенном из его столице - Кельне на Рейне, стоящий Геракл сражается с немейским львом. Изображение на реверсе восходит к древнему греческому оригиналу, вероятно, принадлежащему Лисиппу. Это указывает на то, что Постум принадлежал к одному из древенгерманских племен, тем не менее был знаком дрвенегреческим наследием. Техника исполнения и художественность этих монета значительно превосходила схематичную технику большинства современных римских имперских монет.
С христианизацией империи в IV веке львы исчезли из римской чеканки. Языческие императоры нередко скармливали христиан львам на арене, и, вероятно, было невежливо напоминать об этом людям. Только в XVII веке в Европе реалистичные изображения львов, основанные на наблюдении за живыми животными, снова появились на монетах.
Еще можно почитать:
Как выглядел лев на монетах Боспорского царства
Как создавали древние монеты
Самые популярные монеты Причерноморья: электровые монеты Кизика
Сколько нужно заплатить в Древнем Риме за одежду и еду
Подписывайтесь на наш канал, чтобы узнать больше о том, какими были деньги в прошлые века, ставьте лайк, если вам понаравилась статья.