Рыцарь – самый привлекательный персонаж из Средних веков. Рыцарь прочно занял место в современности, он стал главным действующим лицом фильмов и компьютерных игр, фэнтези и исторической беллетристики. Рыцарь прочно ассоциируется с кодексом поведения, суть которого, благородство и борьба за справедливость. Но как мы, современные люди представляем себе внешность рыцаря?
Так?
Или так?
А может, так?
Но не так же?!
Несмотря на то, что образ рыцаря проходит через всю современную культуру и даже вторгается в повседневную жизнь, он странно размыт, изменчив и полон выдуманной фэнтезийности.
Так как же на самом деле выглядел рыцарь в Средние века?
Начнем с определения, кто такой рыцарь? Рыцарь – это конный войн, представитель феодальной элиты, несущий службу внутри феодальной иерархии. Но не всякий конный феодал – рыцарь. Рыцарем он становиться только после обряда посвящения в рыцари. После, своего рода сдачи экзамена на краповый берет, только вместо берета рыцарю полагаются золотые шпоры.
Так каким же он был?
Собственно институт рыцарства начинает формироваться из дружинников военных вождей раннего средневековья. Боевые соратники военного вождя наделяются землей и обязуются служить своему синьору (то есть Главному), экипируя себя для войны с доходов от выданной им земли. Здесь мы намеренно упрощаем вопрос генезиса рыцарства, ибо он не является темой данных заметок. Но, так или иначе, в 8 - 10 веках складывается сословие людей (как правило знатных), занимающихся войной на профессиональной основе и по праву рождения, а к 11 веку – времени начала Крестовых походов, формируется тот конный воин, которого уже с полным правом можно назвать рыцарем.
Но началось все с выдачи тех самых земельных наделов, которые назывались Бенефициями, следовательно, их получатели, войны-бенефициарии были предтечами наших рыцарей. Таковую практику применил в 8-м веке основатель государства Каролингов Карл Мартелл, и в дальнейшем она распространилась по всей Европе.
Вот как выглядели воины-бенефициарии.
Эти войны имели стандартный для Европы заката Римской империи набор оружия: меч, нож, копье. И стандартный же защитный костюм: конический или куполообразный шлем, с наносником или без; кольчугу, известную еще с римских времен, ламеллярный (набранный из металлических, или кожаных пластинок) доспех и деревянный щит. На ногах защиты, как правило, еще не было. Собственно, этот воин и всадником в полной мере еще не был, а в бою часто действовал в пешем строю, как его собратья викинги или войны эпохи венделя, а до этого – римляне.
Вообще, говорить о развитии вооружения европейского война и превращения его в рыцаря нельзя без понимания того, что боевой конь и доспех – это очень дорого, следовательно, развитие облика война напрямую связано с экономическим развитием и ростом богатства страны.
8 – 10 века прошли в строительстве основ средневековых европейских государств, в это время в ткань европейского мира активно внедряется крайне беспокойная, но сыгравшая важнейшую роль в формировании правящих династий и рыцарства, норманская кровь. Викинги, выходцы из Скандинавии стали во главе государств от Лондона до Киева, а к 11 – веку сформировался тот базовый облик европейского война, который мы проследим до конца Средних веков.
Воин армии Вильгельма Завоевателя. Вот тот образ, который в полной мере может считаться образом рыцаря 11 века. Века формального начала рыцарства.
Мы видим конический шлем с наносником (известный как норманнский шлем). Под шлемом голова дополнительно защищена кольчужным капюшоном, который спадает на плечи, создавая дополнительную защиту шеи. Иногда капюшон носился без шлема. Мы видим, что в отличии от ранних эпох, теперь кольчуга покрывает тело война до колен. Рукава кольчуги тоже удлинились и закрывают всю руку или руку до локтя. Более того, в это время появляется защита ног. Как правило, ноги защищены кольчужными полосами, связанными сзади, реже кольчужными чулками, или металлическими пластинками на тканевой основе. Защита ног стала актуальна в связи с тем, что рыцарство, в отличии от воинов предшествующих эпох, массово стало использовать лошадь в бою. Но при наличии еще значительных сил пеших воинов на поле боя, ноги всадника стали угрожаемой частью тела, для которой потребовалась защита. Щит, каплеобразной формы (произошло удлинение и заострение нижней части круглого щита), также был модернизирован из необходимости защиты всего тела всадника.
12 век внес некоторые изменения в образ рыцаря, кольчуга окончательно закрыла руки и ноги война. Кольчужный капюшон стали сплетать с самой кольчугой создавая цельный доспех Хауберк, впрочем, отдельный кольчужный капюшон также широко использовался. В целом, доспех не претерпел принципиальных изменений, продолжался век кольчуги.
Но вот шлем, все же подвергся модернизации. Ведь самое дорогое, что он защищал, гордость рыцаря – мозги, нужно было беречь. Поэтому задумались о более надежной защите головы, и конический шлем стал видоизменяться. Кроме того, опасность массированных ударов лучников, с коими столкнулись в Святой земле крестоносцы, также требовала защиты фейса. Да и в Европе лук и стрелы приносили немало горя прекрасным рыцарским лицам (вспомним хотя-бы пронзенного стрелой в глаз Харольда Годвинсона), одним словом – куда ни кинь, везде клин, и во второй половине 12 веке стали ускоренно создавать варианты новых шлемов. В первую очередь случилось вот что: наносник норманнского шлема стал расширяться и превратился в маску, далее маска увеличилась и закрыла всю лицевую часть.
Ко второй половине 12 века также произошли следующие два значительных изменения в облике рыцаря, а именно: появилось классическое рыцарское седло с высокой лукой, и сюрко – своеобразное пончо, плащ, надеваемый поверх кольчуги.
Седло с высокой лукой, жестко фиксирующее воина на коне, окончательно определило главный боевой прием рыцаря средневековья – атакующий копейный удар. Жесткая посадка, вкупе с фиксацией копья предплечьем и плечем , обеспечивала таранный удар. Для большей силы удара копье стало длиннее и тяжелее.
Сюрко появилось в Палестине во время крестовых походов, как накидка от палящего солнца, не дававшая раскалять железный доспех. В 12 веке сюрко стали носить в Европе как одежду поверх доспеха. Сюрко стали украшать гербом владельца, и наш рыцарь в полузакрытом шлеме, в высоком седле, и в сюрко с геральдическими опознавательными знаками приобрел почти классический вид.
До совсем узнаваемого имиджа не хватало всего полушага – надеть ведро на голову. Но ко второй половине 13-века этот шаг был уверенно сделан. Вот они красавцы, известные, и любимые всеми!
Кстати, из-за упомянутого выше таранного копейного удара, возникла необходимость усилить защиту корпуса, ибо кольчуга уже не спасала. Так возник бронежилет Средневековья – Бригантина. Бригантина была доспехом защищающим торс и живот воина и состояла из нашитых на матерчатую (или кожаную) основу металлических пластинок. Бригантину одевали поверх кольчуги. Вот она.
Долго ли, коротко ли, наступил долгожданный 14 век. Европейская цивилизация росла и богатела, жить становилось лучше и веселее. Настолько веселее, что нашим друзьям рыцарям становилось обидно расставаться с жизнью слишком быстро. И то сказать, вокруг лепота: менестрели и замки, парча, шелк и породистые лошади, дамы сердца и душещипательные рыцарские романы в каждой спальне, а тут война! Нет, не вернуться с поля боя было решительно никак нельзя. А как уцелеть в кольчужке? Коротка, она стала, и ненадежна. И закатилась звезда нашей кольчужки в 14-м веке. А рулить стала пластина. Именно развитием пластинчатого доспеха характерен 14-й век. Пластиной стали закрывать все возможные места, а кольчуга превратилась во вспомогательную защиту там, где платина не применима. А вот Большой шлем с головы постепенно сняли, создав главную каску 14 века – Бацинет. Он и легче, и забрало можно опустить или поднять, и вид крутой, короче, всем удобнее ведра, которое только для турниров и осталось.
Прошу любоваться галереей самых красивых (по мнению автора) рыцарей - рыцарей 14 века.
В результате всех вышеупомянутых изменений, к 15 веку наш рыцарь превратился из изящного, обтянутого кольчугой бойца, в настоящий железный танк. Вопреки известному мифу о том, что такого рыцаря на коня сажали с помощью лебедки, он был все еще весьма подвижен, но вот нанести ему серьезный вред колюще – рубящим оружием стало весьма затруднительно. С ног до головы рыцарь 15 века закован в железо. Красота и вершина искусства! Одна беда, за всей этой суетой не заметили, что Средневековье-то кончилось, и наш прекрасный рыцарь стал не нужен. По крайней мере, как решающая боевая единица. А куда такого красавца девать? Выкинуть-то жалко! Вот и перетащили его в 16 век – время массовых, нерыцарских армий больше для красоты. Чтобы радовал на турнирах поклонников доброй старины, да чтоб гордое звание Рыцарь хоть как-то поддерживало на плаву уходящую в историю аристократию. Еще примерно полвека потом гарцевал рыцарь на турнирах, а после и вовсе сошел на нет как воин, и дополз до нашего времени увы, как Элтон Джон. Впрочем, это уже другая история.
А вот и рыцари 15 века - шедевры заката явления.
Всем остроумного восприятия действительности.
Музыка канала "Красное вино": https://www.realrocks.ru/redwine/music/
Книга автора канала "Красное вино" https://www.litres.ru/immanuil-platov-24626554/passazhir/