Прошло уже достаточно времени с тех пор, когда я прочитала высказывания Владислава Суркова о «глубинном народе». Тогда, нужно сказать, его мысли меня очень впечатлили и на эту тему была написана статья. Но сейчас, на этом фоне, его новая публикация на сайте «Актуальные комментарии», звучит каким-то диссонансом к сказанному ранее.
- Да, мне интересны его мысли о том, что он думает о сегодняшнем состоянии страны и её перспективах. Но вовсе не потому, что я с ними полностью соглашаюсь – нет, главным образом как раз из-за большой разницы во взглядах. Именно это мне интересно, потому что в его мыслях всегда есть философия, а современным политикам этого не хватает – мыслят только в категориях экономики, – узко и не перспективно.
Чтобы понять философию Суркова, из которой он выводит будущее России, нужно было бы начать с самого начала, но потом мне показалось, что для понимания сказанного им в статье, лучше подойдёт концовка.
- Россия будет расширяться не потому, что это хорошо, и не потому, что это плохо, а потому что это физика.
Из прочитанного, лично для себя делаю вывод, – Россия никуда расширяться не будет, хорошо бы ей остаться хотя бы в тех границах, что есть на сегодняшний день, потому что человеческое общество, это далеко не физика.
А теперь по существу.
- Ни одна система не содержит в себе доказательства собственной истинности. Всякая система включает в себя элементы самоотрицания и саморазрушения.
Чтобы утвердиться в этой мысли, можно было бы к философии Гегеля и не обращаться, потому что никакая система этого и не доказывает. Она просто создаётся волей отдельных людей. И они, либо учитывают в ней элементы разрушающие систему, либо – нет.
Те, кто создавал политическую систему сегодняшней России, судя по всему, об этих элементах ничего не знают. Этот вывод я делаю, опираясь на пассионарную теорию Льва Гумилёва. Главное в ней – учение об антисистеме. У меня на канале не раз публиковались интервью с историком Е.Р. Евтушенко. Он посвятил изучению пассионарной теории большую часть своей жизни и написал книгу по Гумелёву. Кому будет интересно, можно пройти по ССЫЛКЕ и самим убедиться в качестве проделанной работы.
Последнее интервью с Е.Р. было напечатано совсем недавно, и вы можете его ПРОЧИТАТЬ. В нём вся глубина вопроса о нашем будущем, которое у Суркова опирается на неработающую методологию, поэтому энтропию с таким подходом, уменьшить не удастся.
Он видит систему, в которой:
- Социальная физика и политическая динамика предлагают свой рецепт для наведения и поддержания мирового порядка — сильнодействующую государственность.
По его мнению, именно государство, каким бы оно ни было, является инструментом снижения социальной энтропии.
Казалось бы, всё правильно, но если государство в себе самом содержит антисистемный блок сильнее системного, то оно может достигнуть такого уровня энтропии, что рухнет само.
Дальше идёт очень интересная часть статьи, в которой сразу то и не поймёшь, что хотел сказать автор:
- Так, в начале века российская система власти остановила лавину социального хаоса и вытащила травмированную страну из-под завалов перестройки. Двадцать лет стабильности, которых не хватило Столыпину, теперь у нас есть. И еще будут. Вертикаль, порядок и скрепы гарантированы. Эти годы, точно, когда-нибудь станут вспоминать как золотой век. Но.
Ничего себе «золотой век». Сказать такое, это значит, вообще ничего не знать (или специально замалчивать) о демографической тенденции к сокращению населения - «русский крест». Только в 2014-2016 гг. ситуация немного стабилизировалась, а сейчас начался новый демографический провал. Вот это и есть настоящее завоевание новой политической системы.
Поэтому говорить о том, что система, ввергнувшая страну в хаос, а потом каким-то образом вытащившая «травмированную страну из-под завалов» перестройки, – это полная нелепица. Не может стабильно развивающееся государство, в котором у людей есть будущее, не пополняться за счёт рождаемости. Что-то здесь не срастается.
Поэтому у г-на Суркова и возник следующий вопрос:
- Но если второй закон термодинамики верен (а он верен) и энтропия не может уменьшаться и исчезать, то возникает вопрос (довольно тревожный вопрос) — где она в таком случае? Когда порядок навели, что стало с беспорядком? Где теперь хаос, которого вроде нигде не видно? Куда он делся? В каких местах он теперь растет (он ведь «по закону» должен расти!)?
А хаос и не будет расти, потому что общество не по физическим законам живёт. Сначала, игроки политического процесса, хаотично разбежавшиеся по полю открывшихся возможностей, играть никак не могли, потому что не было рефери, – всё находилось в брожении и поисках методов захвата чужих территорий.
Когда Россия вошла в фазу глубочайшего провала первого «русского креста», в сознании правящей страты сработал защитный механизм самосохранения. Стало понятно, что страна движется под откос, – всё, конец, – жизнь или смерть. Поэтому так быстро и вовремя был найден «смотрящий», который волевым методом расставил всех по своим местам, заставив играть по правилам правящей страты. Если кто-то не согласен – выкидывался вон, за пределы игрового поля. Так хаос из беспорядочного брожения перешёл в некую упорядоченность.
Эта упорядоченность хаоса стабилизировалась, потому что в качествах смотрящего не ошиблись. Владимир Путин никогда не предаст тех, кому дал слово навести в стране порядок, – система стала надёжно защищена: острый ум, находчивость, целеустремлённость, железная хватка и вера в успех предприятия, сделали своё дело. Это было заметно, но оказалось не достаточно, чтобы дать новый импульс развитию. Страна неумолимо скатывается в новую пропасть «русского креста».
Чтобы уйти от этой неудобной темы, у Суркова начинается какой-то ненужный пассаж о канализации свободы в интернете, созданном и разработанном в Пентагоне для укрощения самой свободы.
- Если рассуждать о свободе, равенстве, братстве..., то интернет, очевидно, не из этой продуктовой линейки. А из другой, пентагоновской: MQ-9, Stuxnet, F-35...
Мы же здесь, конечно, не причём, потому что «призрачные чертоги виртуальной вольности на глазах изумленной публики уже обретают строгие очертания цифрового концлагеря», – естественно, не у нас.
У нас же, откуда не возьмись, появляется некая параллельная общность, перешедшая в режим молчания. Конечно же, никакой угрозы для установленного порядка, – по словам Суркова, – она не представляет. Только вот игнорировать «непроблему» было бы неразумно.
- Идеология молчания тем и неприятна, что не проговорена, а значит, не структурирована, темна и бессвязна. Если (пусть и нескоро) приходит её время, она тупо обрушивается на существующий порядок вещей, не формулируя внятных целей.
Вот и для меня, – философия Суркова вонзилась в мозг, так и не сформировав внятных целей. А так хорошо всё начиналось: энтропия, хаос, закрытые системы, выпустить пар, консолидация общества. Потом, вдруг – парниковые газы, как будто проблема нашего благополучия зависит именно от них.
Ах, да, совсем забыла, им же там – наверху, виднее. Геополитические разногласия обостряются настолько сильно, что сверхдержавам просто необходимо выработать новый порядок сосуществования.
- Если договора нет, турбулентные потоки, образуемые суперстранами, начинают сталкиваться между собой, порождая разрушительные геополитические штормы. Чтобы избежать таких столкновений, нужно направить каждый поток в отдельное русло.
Интересно, кто же будет направлять эти потоки? Об этом не сказано, а вот в каком русле должна пойти Россия – говорится определённо.
- Россия получит свою долю в новом всемирном собирании земель (вернее, пространств), подтвердив свой статус одного из немногих глобализаторов, как бывало в эпохи Третьего Рима или Третьего Интернационала.
Заманчивая перспектива. Сурков видит Россию будущего - империей. А как же идеология молчания в «параллельном обществе»? Вдруг она структурируется и обрушится на существующий порядок вещей. Тогда уж никакой империи нам не видать, даже такой – придуманной.
Империи нужен царь, причём не ряженый, а самый что ни на есть настоящий. И появиться он может не по законам физики или энтропии, – это уж точно, а когда его взрастит тот самый «глубинный народ», о котором совсем недавно писал сам г-н Сурков, только почему-то быстро забыл.
#перестройка, империя, сурков, политика