Найти в Дзене

29.01.42 Блокадный дневник

29.1.42г.

Вчера утром к нам в комнату прибежали девочка лет 12-13 и не плача, но очень волнуясь сказала: ой что мне делать!? Мама умерла, осталось трое детей, я старшая. Дома дров нет, есть нечего я даже хлеба получить не могла. Что мне делать?

Направили в сельсовет. Научили сломать забор – вытопить печку. Дали кусок хлеба от своих куцых 400 гр. «в руку маленькому». А что мы можем сделать еще?

Из командировки – из Ленинграда приехал лей-т Симорев (лейтенант – прим. св) – ездивший искать жену. Ушла за молоком для детей (двое 11 месяцев и 4 года) в консультацию – и не вернулась. Жены не нашел. Напрасно перерыл штабеля трупов. Детей распихал в разные ясли. И вернулся обратно.

Вещи у него разворовали (из квартиры). Теперь он без дома без семьи.

Состояние его – трудноопределимое словами – какое-то придавленное.

На Ладожском озере – продовольствие для Ленинграда: поступает непрерывным потоком машин – и сваливается на берегу. Абсолютно – очень много, а относительно – не знаю. Поезда не ходят уже много дней. Воды в городе очень давно нет совсем. Хлеб - не пекут – выдают мукой – из за отсутствия воды.

В газете за 21.1. статья Тихонова. В ней замечательная фраза: «Мир не знает и сотой доли того, что делается сейчас в Ленинграде.»

Все же за последнюю декаду что-то в городе выдали. Крохи: 200 гр крупы 200 гр муки 100 гр мяса 50 гр жиров. Мир не знает.

Людей не хоронят. Некуда. В такие морозы выкопать могилу – нужны силы – а их нет. Покойников привозят к ограде, сбрасывают и оставляют так валяться. Мир не знает и сотой доли.

На пути от Мельничного до Ржевки – на каждой станции, в каждой станции и не на станции, а просто на тропинках к домам – трупы – людей упавших от истощения и умерших.

Умирают очень спокойно – тихо без крика, упадок сердечной деятельности и смерть.

Супы наши – несмотря на прибавку – гуще не стали. Ассортимент продуктов чрезвычайно скверен и мал: грубая мука (85-95%), горох, сгущенное молоко (вместо жира) конина – тощая лошадь, упавшая от истощения.

У меня сегодня день жирный: студень из конских ног – порция увеличенная – по знакомству (дежурный по кухне свой!) и все таки не сыт. Хотя съел абсолютно – очень много.

В газетах о нашем фронте – мертвая тишина. И что удивило – в газете за 28 – Ленправде, ни одного слова сообщений из за границы. Что это значит?

Нас перебрасывают на Борисову Гриву, на обслуживание ГПС-1230, который развертывается там.

Из дома ничего нет. А может быть там уже покойники?

Примечание СВ - Следующая запись 07.02.1942 - единственная за февраль и март! Наверно, уже было совсем плохо, не до дневника...

Предыдущая страница

Предисловие к дневнику здесь