Приветствую вас, друзья!
Как я и обещал в предыдущих рассказах, когда показал вам Леснорядские кварталы и полузаброшенную грузовую станцию Москва-Товарная-Рязанская, сегодня речь пойдёт о Митьковской ветви, соединяющей Ленинградское направление ОЖД и Ярославское направление МЖД с Казанским/Рязанским направлением. Долгие годы она служила только для грузового движения, транзита поездов дальнего следования с направления на направление, а также для выдачи поездов дальнего следования на Казанский вокзал с технической станции Николаевка, где они проходили межрейсовое обслуживания. Теперь сюда идёт МЦД-3 (Зеленоград - Раменское) и строительные работы уже начались.
Таким образом, этот апрельский поход и рассказ будут чем-то вроде прощания со старой Митьковкой и ещё одним кусочком нашей родной, дособянинской Москвы. Уже совсем скоро старая Митьковская ветвь уйдёт в прошлое. Её функция по выдаче поездов с пассажирской технической станции Николаевка на Казанский вокзал сохранится, но всё будет тотально перестроено. Давайте же поглядим на Митьковку и запомним её такой, какая она была все последние годы.
Традиционно напоминаю, что хождение по железнодорожным путям опасно!
1. В прошлый раз мы с вами остановились здесь. Слева - III и IV главные пути Казанско-Рязанского направления, справа собственно Митьковская ветвь.
2. Ещё один вид. Слева - тоннель, где пока ещё проходят I и II главные пути Казанско-Рязанского хода. Но скоро движение перенесут на временные пути, а сам тоннель будут путём перестройки "заворачивать" к Митьковской ветви, а впоследствии по нему пойдут поезда D3.
3. Вид в сторону Электрозаводского моста и Яузы, а также платформы Электрозаводская. Сейчас здесь уже вовсю идут строительные работы.
4. Выдвигаемся на саму Митьковскую ветвь.
5. Вдали как раз подают очередной из многочисленных составов с Николаевки на Казанский вокзал. Напомню, что прямые пути с Митьковской ветви в сторону вокзала были построены в 70-е годы. Сейчас начаты работы по их электрификации.
6. Справа нам предстаёт величественная громадина Мельничного комбината в Сокольниках, судя по всему, доживающего свои последние дни. Ранее носил название Мелькомбинат № 1 им. А. Д. Цюрупы. Является одним из старейших зерноперерабатывающих предприятий России — основан в 1881 г.
22 июля 1881 г. на окраине Москвы на участке Сокольнического поля была пущена в эксплуатацию первая большая паровая вальцевая мельница товарищества «Антона Эрлангера и Ко» производительностью 120 тонн зерна в сутки сортового помола пшеницы и 48 тонн зерна ржи.
Созданная Эрлангером мельница в Сокольниках была его основной экспериментальной площадкой и главным штабом, где разрабатывались планы компании по перестройке мукомольного дела в России. Здесь размещалось проектное бюро, школа мукомолов, редакция журнала «Мельник», проводилась подготовка кадров, и проходило обкатку новое оборудование. После национализации в 1918 г. мельница Эрлангера вошла в состав акционерного общества «Хлебопродукт» под названием «Госмельница № 1», сохраняя своё положение, как лидирующее предприятие отрасли. С первых лет эксплуатации и до наших дней здесь идёт постоянный процесс реконструкции, усовершенствования, разработок. И всё это на фоне стабильно высоких показателей производственной деятельности.
Началом серьёзной реконструкции является 1923 г., когда был построен железобетонный склад для муки. В 1929 г. была введена в строй башня элеватора. С 1930 г. на предприятии существуют две мельницы — старая «Эрлангеровская» ржаного помола (№ 2) и новая, сортового помола пшеницы (№ 1). Именно с этого момента мельница становится мелькомбинатом № 1 им. А. Д. Цюрупы акционерного общества «Союзхлеб».
В 1993 г. государственное предприятие «Мелькомбинатом № 1 им. А. Д. Цюрупы» был преобразован в открытое акционерное общество «Мельничный комбинат в Сокольниках». В 2004 г. предприятие было куплено холдингом «Настюша». В настоящее время его подъездные пути запланированы к полной ликвидации. У меня с ним ассоциируется Сокольническая мука в характерных синеватых упаковках, которую раньше всегда предпочитает мама для приготовления домашних блинчиков, но в последнее время что-то она мне в магазинах уже не встречается. Не сказать, что на вкус из другой муки блины получаются хуже, но эпоха, по всей видимости, ушла.
Впрочем, как мне подсказали в комментариях к предыдущему рассказу, комбинат кто-то вновь купил и хочет опять наладить производство. Так что время покажет.
7. Следует, наверное, сделать здесь отступление и более подробно напомнить тем, кто не знаком с вопросом также, что собственно такое есть Митьковская ветвь. Это соединительная железнодорожная ветвь Московской железной дороги в Москве между линиями Казанского/Рязанского направления с одной стороны и Ярославского и Ленинградского (ОЖД) направлений с другой. На разных участках линии от одного до 4 путей, электрифицирован один путь.
Линия входит в Московско-Курский регион Московской железной дороги. На данной линии располагаются 2 станции: Москва II-Митько́во и Николаевка. Обе станции входят в Московско-Горьковский ДЦС-8 Московской дирекции управления движением.
Линия соединяет:
> Рязанское направление через станцию Москва-Пассажирская-Казанская: 4-путный перегон к Москве II-Митьково;
> Ярославское направление через парк Москва III станции Москва-Пассажирская-Ярославская, однопутный перегон к Москве II-Митьково, электрифицирован;
> Главный ход ОЖД через станцию Москва-Товарная Октябрьской железной дороги: однопутный перегон к Николаевке, электрифицирован. Граница Московской и Октябрьской железных дорог.
Построена в 1864-м году, станция Москва II-Митьково, от которой собственно и получила своё название ветвь, официально появилась в 1908-м.
8. Пустующие и ржавые пути на территории Мельничного комбината. Что как бы намекает на не самые лучшие для него времена.
9. Внезапно, обернувшись назад, я увидел раритетный по нашим временам локомотив. ЧС7 в синем окрасе в Москве сейчас встретить - редкое везение. Вроде бы как только один такой и остался.
10. Два существующих пути, согласно схеме реконструкции (откроется в новом окне), должны быть разобраны, а вместо них должны появиться четыре новых пути. Два из них будут использоваться для МЦД-3, два других - как сейчас: для пропуска пассажирских и грузовых поездов с направления на направление и выдачи составов на Казанский вокзал. К слову, обратите внимание, в парке Перово-IV (бывшая станция Москва-Сортировочная) запланировано использовать несколько путей под пассажирскую техническую станцию для отстоя и экипировки ПДС.
Здесь же сразу приведу схему (откроется в новом окне) реконструкции Ленинградского направления до Зеленограда, которая немного цепляет и нашу Митьковку. Как мы можем видеть, единственным действующим подъездным путём здесь останется подъездной путь Бабаевской кондитерской фабрики. А станция Москва II-Митьково также будет перестроена (причём, вторым этапом и в светлом будущем) также под пассажирскую техническую станцию.
Обе схемы были позаимствованы из этого повествования камрада Loader, за что ему отдельное большое спасибо!
11. Взгляд назад.
12. А вот и тот самый Леснорядский пустырь (или треугольник, или аномальная зона). Как мы можем видеть, здесь уже весной велись какие-то подготовительные работы.
А когда-то здесь были жилые дома. И даже целые улицы, которых больше нет. Теперь сюда будет выведен перестроенный тоннель.
13. Эти кадры уже скоро тоже станут историческими.
14. А закат в тот день, как я уже говорил, был безусловно хорош!
15. Ещё один взгляд на пустующие пути мелькомбината.
16. А вот на этом вытяжном тупичке мы хотели сделать привал, но обстоятельства сложились иначе. Вдали очередной состав готовится под выдачу на Казанский вокзал.
17. Въездные ворота подъездного пути Мелькомбината от станции Москва II-Митьково, которая и обслуживает (или, точнее, обслуживала) оный. Как вы можете судить, наката на путях нет, хотя всё в целом содержится довольно образцово. Даже камеры наблюдения присутствуют.
18. Взгляд за закрытые ворота. Сплошное запустение, но густой травы нет. Всё хозяйство хоть сейчас готово вновь принимать составы, вот только с трудом верится, что это когда-нибудь снова случится. То, что при Собянине начинает пустеть, то обычно сносится и застраивается "муравейниками". Это уже как примета почти. Впрочем, будущее покажет.
19.
20. А вот как это выглядело в лучшие времена. У комбината был и свой локомотив, но сейчас его не видно. Фото 2014-го года, автор - Кирилл Островский (Источник).
21. Ныне - пустота. И, вероятнее всего, это уже навсегда.
22. И вот тут-то нас и срисовали в камеры, к нам выдвинулась группа охранников, которые хором начали орать и угрожать всяческими карами, поэтому спокойно посидеть на тупичке не удалось.
23.
24. Но в принципе нельзя сказать, что мы обломались. Мы просто решили перенести наш привал уже на станцию Митьково.
25. Куда и двинулись потихоньку. Входные светофоры Митьково.
26. Взгляд назад к негостеприимному мелькомбинату.
27. Подходим к путепроводу Митьковской ветви через Русаковскую улицу. Состав всё ещё ожидает подачи на вокзал.
28. Ещё разок взгляд назад.
29. Русаковская улица с путепровода.
30. Деревянный дом на каменном основании, с редкой для нашего города «сергиево-посадской» резьбой. Резьба покрывает не только наличники окон второго этажа, но и простенки между ними.
В 1850-е гг. нынешнее домовладение принадлежало московскому мещанину Василию Николаевичу Голикову. С левой стороны и по задней границе участка располагалась земля купцов Брычевых, с правой стороны — мещан Ермиловых. В 1857 г. Голикову разрешили произвести постройку зданий на незастроенном участке земли торцом к шоссе под № 1 двухэтажный смешанный дом (низ каменный, верх — деревянный), с двух сторон устройство одноэтажных деревянных крылец (основной объём нынешнего строения 3).
В 1871 г. небольшой участок Голикова Мещанской части 4 квартала № 748, ограниченный с левой стороны проложенной соединительной веткой Саратовской и Николаевской железных дорог, был приобретён московским купеческим сыном Александром Афанасьевичем Брычевым, который содержал здесь, на прудах, красильную фабрику.
В 1877 г. московский купец А. А. Брычев обращается в Строительное отделение Московской городской управы с просьбой на участке вместо деревянного двухэтажного фабричного здания построить каменный двухэтажный фабричный корпус с металлическими открытыми лестницами, проект которого выполнил архитектор С. А. Гамбурцев.
К смешанному дому (нынешнее строение 3) ранее была сделана вместо деревянной каменная двухэтажная пристройка (низ нежилой, верх — жилой), с каменной одноэтажной ретирадой и каменной открытой лестницей во двор домовладения. С правой стороны смешанного дома обозначено деревянное двухэтажное крыльцо. Возможно, что автором каменной пристройки к жилому дому А. А. Брычева также был архитектор Сергей Алексеевич Гамбурцев (1838–1901), занимавший должность участкового архитектора 4 квартала Мещанской части. В 1877 г. А. А. Брычев просил Строительное отделение Управы утвердить проект, выполненный С. А. Гамбурцевым, двухэтажной каменной пристройки к возведённому фабричному объёму и одноэтажной каменной пристройки к каменной двухэтажной части жилого смешанного дома, выходящего на Сокольническое шоссе.
В марте 1881 г. Александр Афанасьевич Брычев просил Строительное отделение Управы утвердить проект новой отделки «существующего смешанного жилого строения № 1: «верхний (деревянный) этаж стены наружные проконопатить и обшить тесом, нижний (каменный) оштукатурить по прилагаемому при сем фасаду». Также по сломке деревянного двухэтажного крыльца смешанного дома построить под лит. «С» двухэтажное для лестницы нежилое строение». В примечаниях указано, проектные чертежи выполнил архитектор Алексей Константинович Кузнецов.
После кончины А. А. Брычева домовладение перешло к его жене Аграфене Яковлевне Некрасовой, во втором браке за статским советником Петром Гавриловичем Некрасовым. Большая часть владения Брычевых получает по разделу 1897 г. купец Алексей Афанасьевич Брычев. Смешанный дом с каменными пристройками получает А. Я. Некрасова, по первому мужу Брычева. По купчей крепости известно, что в 1901 г. владение состояло за статским советником Петром Гавриловичем Некрасовым по раздельному акту.
В «Оценочной описи» домовладения Некрасовых по Сокольничьему шоссе, 19 за 1901 г. на участке общей площади 551 кв. сажен располагались следующие постройки: 1 — по шоссе двухэтажный дом, 1 этаж каменный, второй, частью каменный и деревянный; 2 — во дворе в связи с домом № 1 каменный 2-этажный корпус с подвалом (ткацкая фабрика Некрасова с конторой); 3 — во дворе деревянная 2-этажная беседка, низ ее под принадлежностями; 4 — в глубине двора каменное одноэтажное строение (баня); 5 — во дворе каменное 2-этажное нежилое строение (каретный сарай, конюшни); 6 — в саду деревянное одноэтажное строение (насосы для фонтана и душа); 7 — в саду деревянное одноэтажное в каменных столбах строение (грунтовый сарай и кладовая), в саду беседка.
В смешанном здании (нынешнее строение 3) на первом каменном этаже располагалась квартира домовладельцев и кладовая, на втором деревянном этаже квартира домовладельца и в каменной части — кладовая.
В апреле 1911 г. владение по Сокольническому шоссе в смежности с владениями Московско-Казанской железной дороги и участками Евдокимова (дом 21) и Брычева Столкинд (дом 23) после кончины статского советника П. П. Некрасова приобретает известная Самарская пивоваренная фирма Торгового дома «Л. А. Вакано, Рихтер и К». Альфред фон Вакано австрийский гражданин (с 1899 г. российский подданный) прибыл с семьёй в Россию в 1880-е гг. основал Жигулёвский пивоваренный завод в Самаре. Лотар Альфредович Вакано и его компаньон Иван Андреевич Рихтер продолжили пивоваренное дело А. Вакано в Москве с учреждением Торгового дома с пивоваренным заводом, после 1914 г. Сокольнического пивоваренного завода.
В 1911 г. в глубине приобретённого у наследников Некрасова участка новые владельцы предполагали построить каменное трёхэтажное фабричное здание в частях пяти-шестиэтажное, а также отдельное одноэтажное каменное здание для котельной. Судя по сохранившимся планам 1912–1913 гг. эти здания были построены. В каменном трёхэтажном строении располагалось основное здание пивоваренного завода (склад, разлив и бродильня), в четырёхэтажной части помещался резервуар и холодильники, в пятиэтажной — машинное отделение, варочная, драбники.
В марте 1912 г. Товарищество «Вакано, Рихтер и К» просили Строительное отделение Управы утвердить проект на постройку «металлических в каменных столбах ворот, калитку и забор по Сокольническому шоссе и по левой меже по линии аб.». На плане участка со стороны Сокольнического шоссе обозначалась ограда с воротами и калиткой по Сокольническому шоссе. Проект выполнил гражданский инженер Лев Александрович Вакано, работавший помощником архитектора Р. И. Клейна.
В 1912 г. по «Оценочной описи» Московской городской управы во владении Торгового дома по Сокольническому шоссе, 19 числился двухэтажный дом, первый этаж каменный, второй — частью каменный и деревянный. В нём во всех помещениях каменной и деревянной частей располагалась квартира совладельца пивоваренного завода австрийского подданного И. А. Рихтера. В каменном двухэтажном корпусе, соединённым с жилым смешанным домом, располагалась контора пивоваренного завода.
После начала Первой Мировой войны в 1914 г. на Вакано и Рихтера, как выходцев из Австро-Венгрии последовали репрессии. Основатель пивоваренного дела Альфред Вакано, как подозреваемый в шпионской деятельности, был выслан из Самары. В справочниках «Вся Москва» за 1914–1916 гг. домовладение по Сокольническому шоссе, 19 продолжало числится за Л. А. Вакано и И. А. Рихтером, но пивоваренный завод получил название Сокольнического пивоваренного завода.
В 1917 г. домовладение числилось за Всероссийским земским союзом помощи больным и раненым воинам под покровительством Великой Княгини Елизаветы Фёдоровны. В советские годы здание служило складом. Реставрация не проводилась. Сегодня не эксплуатируется и ветшает, хотя и принадлежит ОАО «Мосхимфармпрепараты им. Семашко». При подготовке проекта реконструкции железнодорожного моста через Русаковскую ул. было проведено обследование здания, выявившее аварийное состояние основных несущих конструкций и обширное грибковое поражение.
В настоящее время Русаковская ул. расширена, палисадник, отделявший дом от улицы, уничтожен, красная линия улицы проходит вдоль главного фасада здания. Выявленный объект культурного наследия.
31. Горловина станции Москва II-Митьково. Тут, пожалуй, я вновь процитирую Стаса, ибо не хочу изобретать велосипед:
Уверен, первый вопрос, который задаст себе неискушённый читатель поста, будет: Митьково II - это хорошо. А где собственно Митьково I ? Это будет очень правильный вопрос. И я по этому поводу процитирую целый абзац википедии:
"Первой остановкой от Казанского вокзала Москвы в XIX веке была платформа Сокольники в районе нынешней станции Москва-Товарная-Рязанская (Москва-Товарная - I) с выходом в Гавриков переулок - известное царство хлеба. В этом месте в 1894 году дорога построила вместительное хранилище. Эта биржа стала посредником в перевалке миллионов пудов российского хлеба по стране и за границу. Грузооборот на станции рос из года в год. И грузовая станция Москва-Товарная - I уже не справлялась с этим потоком груза. После больших хлопот Московско-Казанская железная дорога выкупила у тайного советника А. Митькова невдалеке от платформы Сокольники солидный кусок земли с прудом, что соседствовал с фабрикой купца Абрикосова (ныне кондитерская фабрика им. Бабаева). МПС оказал содействие в планировке будущей товарной станции по левую сторону Сокольнического шоссе. Водоём засыпали, кусты срубили и проложили рельсы. В январе 1895 года у Казанки открылось отделение под названием Москва-Товарная - II, более известная по фамилии прежнего владельца участка как Митьково."
Таким образом не Митьково I и II, а Москва-Товарная I и II. А есть ещё и Москва Ш. Но об этом я уже писать не буду. Должна же быть какая-то интрига и недосказанность.
Дата открытия станции Митьково II в википедии указывается почему-то 1908 г. Однако по старым картам видно, что складские пути вместо пруда начали обозначаться уже в 1900 г.
Справочник станций СССР также указывает, что станция появилась в 1908-м. Более того, Москва I обозначается 1897 годом. Не знаю, в чём тут дело. Возможно обе станции расширялись и оснащались регулировкой позже, а вначале были просто подъездные пути.
32. Слева - Митьковская ветвь, справа - станция.
33. Митьковская ветвь в сторону Николаевки и парка Москва III станции Москва-Пассажирская-Ярославская.
34. На Митьково тусовались какие-то школьники с самокатами. Что они там забыли я не знаю, но станция явно была им по нраву.
36. Пятиэтажное нежилое здание 1916-го года. К чему оно относилось изначально я, к сожалению, найти не смог. На железнодорожную постройку визуально не очень похоже. Скорее что-то относящееся к промзоне, от которой уже почти ничего не осталось.
37. Взгляд назад. Стас воспевает здание с прошлого фото.
38. Митьковская ветвь.
39. А Юля тем временем уже держала путь к пакгаузам станции.
40. На станции было пустынно, как и на большинстве грузовых станций Москвы в эпоху Собянина. А, ведь, ещё не так давно она знавала и лучшие времена.
41.
42. Вид обратно.
43. В 2018-м году, когда я был тут в прошлый раз, все пути были заняты грузовыми и пассажирскими составами. Теперь здесь запустение. И скоро всё это перелопатят.
44.
45. Хитросплетения путей Митьково.
46. "Чмуха" тащит двухэтажный состав с вокзала на Николаевку. А упомянутый выше все ещё стоит в ожидании.
47.
48. Общий вид станции. Справа - заброшенный пакгауз, где мы и решили сделать привал.
49. Взгляд назад.
50. Пакгауз.
51. Здесь мы и засели поболтать и отдохнуть на ближайший час.
52. Между делом, пофоткал ещё немного пустующие пути Митьково.
53.
54. Пакгауз с другой стороны.
55.
56. Наступал вечер.
57.
58. Юля собралась домой, мы проводили её до Русаковки, а сами решили, что гулять так гулять! Уж больно хорош был тот пятничный вечер.
59. Вечерняя Митьковская ветвь.
60. На фото не особенно видно, но кое-где тогда ещё даже лежал снег.
61. Подъездной путь Бабаевского кондитерского комбината.
62.
63. Впервые будущий кондитерский гигант заявил о себе в 1804 году. С 1880-х годов фабрика стала известна в России и мире (она лауреат нескольких международных выставок) как Товарищество А.И. Абрикосова и сыновей. В конце XIX века фабрика получила статус «Поставщик Двора Его Императорского Величества». После революции стала кондитерской фабрикой им. П. А. Бабаева, увековечив имя бывшего ее рабочего, ставшего председателем Сокольнического райисполкома (ныне — кондитерский концерн «Бабаевский»).
Замечательный образец московской купеческой архитектуры прошлого столетия. Большинство зданий имеют историческую и архитектурную ценность. Практически со всех сторон обстроена цеховыми постройками советского периода.
С 2003 года на территории концерна находится кондитерская фабрика «Красный Октябрь», частично переведённая сюда с Берсеневской набережной.
64. А вот что у них там за воротами толком увидеть не удалось. Прямо у ворот стоял вагон, который закрывал обзор через щёлочку. Но зато это говорит о том, что подъездной путь жив и используется, что не может не радовать!
65. Ну, а затем мы подошли к развилке. Слева - пути к Николаевке, справа - к Ярославскому ходу, а именно к Москве III. Посколько и я, и Стас уже были на Николаевке не так уж давно, то решили в этот раз отправиться на Москву III.
Но об этом читайте уже в следующей части. А на сегодня всё. Надеюсь, что было интересно. Спасибо за внимание и до скорой новой встречи. Будьте здоровы, живите богато и никогда не старейте душой!
И не забывайте подписываться на канал, чтобы не пропустить очередную прогулку!
Навигация по циклу:
> Уходящая Москва: прогулка по Леснорядским кварталам (жилмассив «Русаковский»)
> Уходящая Москва: станция Москва-Товарная-Рязанская
> Уходящая Москва: Митьковская ветка
> Прогулка от Митько́во до платформы Москва III
#москва #цао #казанское направление #рязанское направление #мцд #мцд-3 #митьковская ветвь #железная дорога #промышленность #история