Найти тему
Дина Бобылева

Теоретическая значимость исследования состоит в том, что обобщены лингвометодические и психологические основы обучения

Исследование проводилось поэтапно.

1- этап (2001-2002 гг.) - изучение лингвометодической литературы по теме диссертации; изучение передового педагогического опыта организации работы по лексике в теории и практике современной начальной школы; подготовка и проведение констатирующего эксперимента в школе № 66 г. Рязани; разработка вариантов системы работы по усвоению многозначных слов учащимися начальной школы.

2 этап (2002-2004 гг.) - обучающий эксперимент на базе 3-4 классов школы № 66 г. Рязани (в процесс обучения учащихся русскому языку и чтению была введена методика работы по формированию умений воспринимать и использовать в речи явление полисемии, направленная на уточнение и обогащение словарного запаса младших школьников на основе многозначности слова, его активизацию в речи), статистическая обработка полученных результатов, внедрение системы упражнений в работу учителей школы.

3 этап (2004-2005 гг.) - анализ и обобщение результатов исследования, оформление опытно-экспериментального материала, изложение основных положений апробированной методики в диссертации.

Научная новизна исследования заключается в следующем: 1) изур чена проблема формирования умений воспринимать и использовать в речи явление полисемии в начальной школе в теоретическом и методическом аспектах; 2) классифицирована типология ошибок и недочетов полисемантического характера* в устной и письменной речи- младших школьников; 3) сформулированы критерии и определены источники отбора многозначной лексики для изучения учащимися начальной школы; 4) усовершенствован в количественном и качественном отношении словарь-минимум многозначных слов с их значениями для усвоения младшими школьниками с учетом принципов, критериев отбора и возрастных особенностей учащихся; 5) разработана специальная система упражнений для работы над многозначной лексикой в процессе уроков русского языка и литературного чтения в соответствии с этапами работы над явлением полисемии, направленная на выработку умений активного употребления полисемантичных слов и их лексико-семантических вариантов в связной речи учащихся начальных классов; 6) разработано учебное пособие для учителей и учащихся начальных классов "Явление многозначности в русском языке. Занимательная лексикология в вопросах и ответах"; 7) разработана система работы по формированию умений воспринимать и использовать в речи явление полисемии, обеспечивающая усвоение минимума теоретических сведений о явлении многозначности, полисемантичных слов и их лексико-семантических вариантов в начальной школе, активному и правильному их употреблению в речи, повышению уровня речевого и интеллектуального развития учащихся, выработке положительных качеств личности; 8) разработана и включена в процесс экспериментального обучения развивающе-познавательная игра "Домино" как средство повышения эффективности методики работы.

Наука
7 млн интересуются