Найти в Дзене
Дина Бобылева

Интерес к названной проблеме определяется преимущественно тем, что, наряду с теоретическим значением

В последние десятилетия исследователи особое внимание уделяют вопросам культуры речи как одной из проблем воспитания грамотной в языковом отношении личности. Необходимость формирования и совершенствования микроструктуры речевых умений на лексическом уровне в начальной и средней школе сегодня не вызывает сомнений. Среди понятий семантического уровня, тесно связанных с данной проблемой, наряду с синонимией, паронимией и омонимией, важное место занимает полисемия, или многозначность слова. Данное языковое явление свидетельствует о широких возможностях словаря: богатство русского языка заключается не только в большом количестве слов, но и в разнообразии их значений. Новые смысловые оттенки придают языку гибкость, живость и выразительность. Полисемантичные слова требуют к себе особого внимания^ поскольку нередко они становятся причиной всевозможных недоразумений, если собеседники понимают одно и то же слово по-разному. Ситуации, связанные с неумелым употреблением многозначных

В последние десятилетия исследователи особое внимание уделяют вопросам культуры речи как одной из проблем воспитания грамотной в языковом отношении личности. Необходимость формирования и совершенствования микроструктуры речевых умений на лексическом уровне в начальной и средней школе сегодня не вызывает сомнений.

Среди понятий семантического уровня, тесно связанных с данной проблемой, наряду с синонимией, паронимией и омонимией, важное место занимает полисемия, или многозначность слова. Данное языковое явление свидетельствует о широких возможностях словаря: богатство русского языка заключается не только в большом количестве слов, но и в разнообразии их значений. Новые смысловые оттенки придают языку гибкость, живость и выразительность.

Полисемантичные слова требуют к себе особого внимания^ поскольку нередко они становятся причиной всевозможных недоразумений, если собеседники понимают одно и то же слово по-разному. Ситуации, связанные с неумелым употреблением многозначных слов, возникают и на уроках, в частности при написании сочинений, и в повседневной жизни. Ошибки связаны прежде всего с тем, что учащиеся, в том числе начальной школы, нередко неадекватно воспринимают многозначные слова, часто не знают всех или отдельных значений того или иного слова, а значит, неправильно употребляют их в речи. Наблюдения за устной и письменной речью младших школьников показывают, что в большинстве случаев они не умеют употреблять слова в переносных значениях, не осознают оттенки отдельных значений многозначных слов. Сказанное подводит к мысли о том, что уже в начальной школе следует проводить работу по формированию умений адекватно воспринимать и грамотно использовать в речи явление полисемии. Однако исследования по данному вопросу до сих пор не предпринимались.