Найти в Дзене
Дина Бобылева

Цель диссертации заключается в разработке эффективной, научно обоснованной и экспериментально проверенной методики

Обучение полисемии является средством познания лексических явлений, развития языкового чутья, расширения словарного запаса. Выявление сходств и различий в системе значений полисемантичного слова способствует прочному усвоению знаний о закономерностях сочетаемости слов с прямым и переносным значениями, а также выработке умений и навыков употребления их в спонтанной речи. Актуальность, темы диссертации обусловлена социальной значимостью проблемы, важностью повышения уровня общей речевой культуры учащихся и уровня их интеллектуального развития, а также значительным количеством ошибок в устной и письменной речи младших школьников, связанных с неадекватным восприятием и неумелым употреблением многозначных слов в речи, приводящим к непониманию, двусмысленности. Немаловажным аргументом в пользу выбора темы исследования является и то, что на современном этапе обучения языку и развития речи данная проблема в методическом аспекте никем не рассматривалась. Кроме того, исследование,

Обучение полисемии является средством познания лексических явлений, развития языкового чутья, расширения словарного запаса. Выявление сходств и различий в системе значений полисемантичного слова способствует прочному усвоению знаний о закономерностях сочетаемости слов с прямым и переносным значениями, а также выработке умений и навыков употребления их в спонтанной речи.

Актуальность, темы диссертации обусловлена социальной значимостью проблемы, важностью повышения уровня общей речевой культуры учащихся и уровня их интеллектуального развития, а также значительным количеством ошибок в устной и письменной речи младших школьников, связанных с неадекватным восприятием и неумелым употреблением многозначных слов в речи, приводящим к непониманию, двусмысленности. Немаловажным аргументом в пользу выбора темы исследования является и то, что на современном этапе обучения языку и развития речи данная проблема в методическом аспекте никем не рассматривалась. Кроме того, исследование, проведенное филологом Е.Е. Дебердеевой, затрагивающее вопросы функционирования многозначного слова в речи детей младшего школьного возраста, показало, что "слово в детской речи слабо функционирует как многозначное, а следовательно, это дает основание для пересмотра всей системы работы с младшими школьниками в области многозначной лексики" [53, с. 8]. Таким образом, важность проблемы, ее недостаточная разработанность, преимущественно практическая, неудовлетворительное владение детьми многозначной лексикой определили выбор и актуальность темы исследования.

Объектом научного поиска стал процесс формирования у младших школьников умений воспринимать и использовать в речи явление полисемии. Предметом исследования является организация работы, направленная на повышение уровня речевого развития учащихся начальных классов в области многозначной лексики.