Не знаю, как вам, а мне всегда нравились книги, где есть минимум два дна. Лучше – больше. Особенно если речь идет о романе остросюжетном, в котором тайна (и ее разгадка) решает всё.
В этом смысле роман Луизы Пенни «Хороните своих мертвецов» - достойный образец «сложносочиненного чемодана» с… тройным дном!
Судите сами. Главный герой, старший инспектор полиции провинции Квебек Арман Гамаш, приехав в Квебек-Сити навестить своего ушедшего в отставку шефа, просиживает в местной библиотеке, стремясь восстановить истинную картину одного из ключевых событий в истории Квебека – битвы при Квебеке (в 1759 году), в результате которой англичане установили власть на территории этого последнего оплота Новой Франции. Библиотека эта впечатляет наличием томов столетней и даже еще большей давности. Но главное ее достоинство в том, что эта библиотека – крохотный оплот англичан в Квебеке: именно здесь находится штаб-квартира Литературно-исторического общества. Покорив Новую Францию, англичане через пару столетий оказались в Квебеке сами на второстепенных ролях. Такое… меньшинство. Чье влияние постоянно сжимается, как шагреневая кожа…
И вот в это сообщество пытается ворваться местная одиозная личность – Огюстен Рено, историк-любитель, чьей идеей-фикс стал поиск захоронения Самюэля де Шамплена (Шамплейна), основателя и первого губернатора французских поселений в Канаде. Очевидно, чтобы произвести раскопки в подвалах библиотеки… По единоличному решению совета Литературно-исторического общества, Огюстена Рено в библиотеку не допускают. Но… на следующий день его тело обнаруживают в том самом подвале.
А тем временем Арман Гамаш переживает вновь и вновь обстоятельства гибели молодого инспектора Бовуара, ставшего заложником террористов, целью которых была гидроэлектростанция Ла-Гранд, расположенная в Квебеке, – одна из крупнейших ГЭС в мире. Впрочем, истинная цель преступников становится очевидна совсем не сразу… И Арман Гамаш, как он понимает много позже, совершает цепь ошибок, совсем как маркиз де Монкальм в историческом сражении – битве на полях Авраама. Той самой битве, обстоятельства которой он изучает, просиживая над старыми томами в библиотеке Квебек-Сити.
А тем временем другой подчиненный Армана, инспектор Жан Ги Бовуар, направляется по его поручению в крошечную деревушку Три Сосны, где не так давно убили Отшельника – человека, жившего в лесном домике и обладавшего весьма ценными вещами. Кажется, друг осужденного за это убийство не верит в то, что следствие пришло к верным выводам. И ему удается, регулярно задавая Арману Гамашу в письмах один и тот же вопрос, посеять такие же сомнения и у старшего инспектора.
Видите, три «дна» этого литературного «чемодана» уже выявлены. Но… это еще не всё! Потому что есть тайна захоронения Самюэля де Шамплена (Шамплейна) (ведь и в самом деле никто не знает, где он захоронен!), и автор предлагает свою версию некогда произошедших событий. И потому что есть разгадка убийства в Трех Соснах, причем жуткая с психологической точки зрения. А еще есть личная драма молодого священника английской церкви. И есть тесно вплетенная в события современности тайная история, связанная с двумя старыми книгами. Исчезнувшими после убийства Огюстена Рено книгами. И, конечно, есть атмосфера Старого Квебека. Невероятная по очарованию картинка города с богатой историей, основанного в суровом климате сильными людьми.
Осталось добавить лишь одну деталь. Луиза Пенни – единственный в мире пятикратный (!) лауреат премии Агаты Кристи.