Найти тему
Sailskipper Paint

Ураган в Баренцевом море.

Баренцево море - часть Северного Ледовитого океана. Огромные просторы этого моря несоизмеримы с такими морями, как Балтийское, Белое, Черное, Каспийское... Площадь моря - полтора миллиона кв. километров, глубина до 600 метров.
Во времена моей службы на Северном флоте мне посчастливилось видеть Баренцево море в разном настроении. По «Лоции Баренцева моря» там максимально могут быть ветровые волны высотой до 23 метров…
Честно признаюсь, что таких волн там лично я не встречал. Но волны 10-14 метров высотой - реально видел и среди них бывал. Во время штормов сила ветра может достигать ураганных значений, хотя по природе происхождения там ураганов не бывает.
Вы не представляете, какой красивый и величественный Север, который без Баренцева моря - всего лишь «почти Север». Гражданские моряки называют это море «Баренцухой». Там немыслимые по красоте закаты, иногда бывает фата-моргана и зелёный луч, множество птиц и морских животных, полярные сияния, полярные ночи и полярные дни. Там всё полярное: полярные широты, полярные акулы, полярные волки, полярные совы… полярные пайки, городки, отношения, надбавки к зарплатам (т.н. «полярка»)… А всё это, находящееся за Полярным Кругом, т.е. «выше» широты 66 градусов, 33 минуты, 44 секунды, именуется общим понятием «Заполярье».

Северный  Полярный  Круг.  Открытый  источник.
Северный Полярный Круг. Открытый источник.
Полярное  сияние.
Полярное сияние.
На  всех  трассах  есть  обозначения  Полярного  Круга.
На всех трассах есть обозначения Полярного Круга.

После увольнения в запас началась другая жизнь…

Однажды меня пригласили к участию в парусной регате «Арктический рейс» в конце июля 2001 года. Яхта «Вега» типа «Таурус» польской конструкции и постройки прошлого века. Конечно же, я согласился пойти со-капитаном. Это освобождает меня от рутинных бытовых проблем, от технического обслуживания судна, от организации вахт и прочего.. Удобно же! Я на своих вахтах управляю яхтой за рулём, а в остальное время – типа консультант (советник).
На стоянках мы употребляли свежевыловленных крабов, гребешков, трубачей, треску с пикшей и иногда камбалу и зубатку (реже попадались). Они ловились прямо с борта яхты. Например, на крабов достаточно было на веревочке опустить на дно диск из металлического прута и сетки, к центру которого привязать любую наживку из рыбы, мяса, потрохов и чего угодно, а через полчаса поднять это - и там точно будет хотя бы один камчатский краб. Трубачей и гребешков можно собрать по отливу на мелководье, заросшем ламинариями и фукусами… В общем, от употребления этих деликатесов вспыхивали положительные эмоции и возникали неудержимые желания, которые можно было реализовать разве что на берегу…
Заполярье - это почти Гиперборея!!! Там замечательно! «Если ты полюбишь Север - не разлюбишь никогда!» Помните такую песню из далёкого СССР?

Я примкнул к теме регаты «Арктический рейс», и на той же яхте в той же роли участвовал в ней в 2002-м и в 2003-м годах.

Описываемое событие относится к 2003-му году.
Мы шли от Дальних Зеленцов к этапному финишу, расположенному у мыса «Бык» - это западная оконечность острова Кильдин. Там должен стоять посыльный катер СФ (ПСК) на бочке, и принимать финиш между бочкой и мысом «Бык». Яхты, следуя от Дальних Зеленцов, сами выбирали путь мористее о. Кильдин или проливом между о. Кильдин и материком, называемом «Кильдинской Салмой». Учитывая, что ко времени прохождения острова в «Салме» будет сильное встречное приливное течение, мы решили огибать остров со стороны моря. Все остальные яхты выбрали прибрежный маршрут, т.е. против встречного течения.

Остров Кильдин - уникален. Если посмотреть на его конфигурацию, то очевидно, что этот остров появился по причине каких-то иных геологических-тектонических процессов, чем материковая часть: абсолютная разница в геологии, которая видна визуально!

Остров  Кильдин.  Справа -  мыс  Бык.   Фото  в  открытом  доступе.
Остров Кильдин. Справа - мыс Бык. Фото в открытом доступе.
мыс Бык.
мыс Бык.

При СССР на этом острове были расположены войсковые части береговых ракетных и артиллерийских комплексов, ПВО и даже авиации. В период холодной войны остров был режимным (секретность) и в наших военных кругах его именовали «непотопляемым авианосцем». Там и теперь сохранились бункеры и тоннели, вырубленные в скалах.

Я принял вахту в 22 часа 15 июля. Мы договорились вахтить по шесть часов. Море было спокойным, ветер умеренный 3-4 балла по шкале Бофорта. Как обычно прохладно, но это же - не тропики!!! Температура воды у поверхности плюс 8 градусов. Вода охлаждает воздух, и приходится к ночи (полярным днём) надевать дополнительную теплую одежду.
Приблизительно в 2 часа ночи 16 июля, когда на вахте нас было двое: я за рулем и матрос (остальные законно спали), мы увидели подводную лодку такого же проекта, на которых я служил. Её буксировал морской буксир «Садко». По внешнему облику и внутренним чувствам я узнал РПКСН (ракетный подводный крейсер стратегического назначения) К-447. Его тащили в последний путь на утилизацию в Северодвинск. РПКСН был грустным. Я связался с ними на УКВ по 16-му каналу: « Что за «единичка»? Приём… » Оттуда: « Кто вы? Приём.» «Уйдём на 72-й??» «Уходим». Не надо занимать дежурный аварийный канал болтовнёй, поэтому ушли на одну из свободных частот.
Действительно, это была К-447-я. Я назвал себя, они меня узнали, обрадовались и назвали себя. Интересная встреча в море! У них ничего не работало, в том числе рулевое устройство, и их буксировали в Северодвинск на утилизацию. Там к ним подойдут маленькие буксиры и затолкают куда нужно. А сейчас они просили не подходить к ним близко из-за большого рыскания по курсу ПЛ на буксире и в интересах нашей безопасности.
Мы пожелали взаимно удачного плавания, проводили друг друга грустными глазами и вновь остались наедине с Заполярными водами. Я искренне опечалился последней встречей с К-447. Слева от нас уже был Кильдин на расстоянии порядка одной мили. Скоро будет финиш у мыса «Бык», а затем швартовка у причала «Кильдин-Западный», там и отдохнем, закусив крабами и треской…

Было 3 часа ночи, но 16 июля в это время светло как днём. Вдруг прямо по курсу мы увидели очень темную область, приближающуюся к нам стеной. Я скомандовал «аврал», экипаж повыскакивал, и мы начали убирать паруса. Пока одевались и суетились внизу, оторвали какой-то провод от аккумулятора, и яхта осталась без рации, ходовых огней и картплоттера. Магнитный компас есть, но по словам владельца у него девиация градусов 40, и он даже не помнит в какую сторону. Нельзя было потерять управляемость, поэтому мы поставили штормовой стаксель очень маленького размера, а грот зарифили на три ряда, и он стал размером с трисель.
Резко ударил шквал и хлынул такой ливень, которого я в жизни не встречал. Яхта шла с креном, а по парусу с немыслимым шумом стекал водопад. Даже дышать было затруднительно. Скорость ветра нечем измерить, но думаю, что до 40 м/с, а возможно, и больше… У нас не полностью были выбраны паруса, чтобы мачтой не положило на воду, и их громко трепало. Вокруг ничего не было видно, но и больших волн не получилось из-за ливня, прибившего их. Волны напоминали барханы, гребней не было. Вой ветра, шум ливня и хлестание воды в лицо мешали смотреть. Я стоял за рулём и при отсутствии точного курса опасался воткнуться в остров Кильдин. Решил уходить приблизительно перпендикулярно берегу в открытое море, а когда поутихнет и появится видимость - определиться, где судейское судно. Было понятно, что это скорее всего - временно. Ориентировался по направлению ветра и волны, однако быстро заметил, что ветер меняет направление по часовой стрелке. За 20 минут ветер сделал оборот на 360 градусов, в результате мы, похоже, потеряли чувство направления.
Видимость была метров 100, когда мы неожиданно прямо по курсу увидели судейское судно на бочке, и направили яхту таким образом, чтобы оставить судно по правому борту, т.е. пройти между ним и островом. … Везучие, что ли?! Думаю, что зрелище было незабываемым: яхта неслась под глухо зарифленным гротом и штормовым стакселем с предельным креном вблизи судна. Часть палубы из-за крена была в воде, леерные стойки рассекали волны, в разные стороны летели брызги, гудел и свистел ветер в снастях, шумел ливень, и водопад скатывался по парусам. Признаюсь, я добавил эффекта в наш финиш ради видеосессии.
Мы финишировали первыми, остальные яхты преодолевали встречное течение между островом и материком и не встретились с сильным ветром. На борту ПСК находился корреспондент с огромной видеокамерой, с помощью которой он создавал фильм о регате для местного Североморского телеканала. Однако момент нашего финиша он не снял, потому что его укачало. Минут через десять после финиша погода быстро успокоилась, мы вошли в бухту на западной части Кильдина, где и переночевали.
Когда я позвонил домой, моя жена рассказала, что по Центральному ТВ в новостях сообщили об урагане, налетевшем на посёлок Териберка, который в результате остался без электричества, нанесен ущерб в виде разрушений и сорванных крыш. Таким образом, этот ураган после нас вышел на Териберку.
Позже, расспрашивая моряков рыболовных судов, я узнал, что никто из них не встретил этот ураган. И яхты, выбравшие путь между островом и материком, тоже его не встретили.
Предполагаю, что это был смерч: поворот ветра на 360 градусов, сильнейший ливень, локальность явления.

Некоторые выводы:
После замены фальшкиля и некоторой модернизации яхты изменилась девиация магнитного компаса. Необходимо всегда иметь таблицу девиации. Нам повезло, что мы случайно вышли к судейскому судну. С таким же «успехом» могли выскочить на Кильдин, на берегу которого и так уже валяются выброшенные суда.

-6
-7
-8
-9
-10
-11

Если бы мы своевременно не убрали большие паруса, то они были бы в клочья разорваны.
Яхта польской постройки типа «Таурус» достаточно крепка и надежна, даже при касании мачтой поверхности (крен более 90 градусов) вход в рубку остаётся выше уровня воды, и море не врывается внутрь.
Необходимо иметь хотя бы одну переносную рацию с заряженным аккумулятором. В нашем случае можно было бы запросить береговой пост наблюдения и связи видят ли они нас на экране и где мы находимся относительно них.
Это был 2003-й год, а теперь в любом смартфоне есть навигатор. Хорошо бы иметь в нём морскую навигационную карту района плавания.

Хочется добавить, что кроме описанного случая, в Баренцевом море случалось ещё много интересного. Достаточно одну неделю провести в море или в тундре, чтобы пережить множество интересных моментов и запомнить на всю жизнь. Всё же плохую погоду лучше избегать, если это, конечно, возможно спрогнозировать…
Всем удачи!