Улице Чайковского, пролегающей от набережной реки Фонтанки до улицы Потёмкинская, в 1716 году было впервые официально присвоено название 3-я от Невы реки линия (улица). В 1720-х гг. её переименовали во 2-ю Артиллерийскую линию (улицу), так как здесь стали размещаться служащие Артиллерийского ведомства, которое находилось на располагавшемся рядом Литейном дворе (Арсенале). В середине XVIII века в обиходе были и такие варианты, как 2-я Пушкарская и Пушкарская улица, потому что работавших на Пушечно-Литейном дворе артиллеристов по старинке величали пушкарями
В память о чудотворце всея Руси Сергии Радонежском в 1731 году на перекрестке Литейного проспекта и 2-й Артиллерийской улицы был возведен Сергиевский «всей гвардейской артиллерии» собор. В связи с чем в 1762 году 2-я Артиллерийская улица получила новое официальное название – улица Сергиевская
В октябре 1923 года постановлением Петроградского губисполкома наименования 4-х параллельно идущих улиц – Захарьевской, Фурштатской, Шпалерной и Сергиевской – были одновременно аннулированы. И первым 3-м из них дали имена революционеров – соответственно Каляева, Лаврова и Воинова. Сергиевской же улице дали имя в честь композитора Петра Ильича Чайковского, который с 1850 по 1859 года учился в Императорском училище правоведения, стоящем на углу Сергиевской улицы и набережной реки Фонтанки. И проведывал своих родителей, обосновавшихся с 1852 года в Петербурге в доме №41 по той же Сергиевской улице
При этом, не один год ходили по городу слухи, что и Сергиевскую улицу также переименовали в честь бывшего революционера Николая Васильевича Чайковского, а не композитора Чайковского. И это кажется весьма логичным. Чтобы не было путаницы, редколлегии справочника «Весь Ленинград на 1926 год» пришлось к топониму «Улица Чайковского» добавить пояснение в скобках «комп.»
Дом №2/7 Мозаичный дворик Владимира Лубенко
В XVIII веке в здании находились постройки Главного дворцового управления при Прачечном дворе. В 1984 году в дворовом флигеле открылась Малая академия искусств - художественная школа-студия при Государственном Русском музее. Основоположником Академии был художник Владимир Васильевич Лубенко. Во дворе Вы можете полюбоваться удивительными мозаичными работами учащихся Академии, создававшимися на протяжении 20 лет
Дом №18 История М.Ю. Лермонтова
В начале 1840-х гг. здесь снимала квартиру бабушка по матери Михаила Юрьевича Лермонтова, Елизавета Алексеевна Арсеньева. Поэт жил в этом доме между первой и второй кавказскими ссылками, здесь он написал первый в русской прозе социально-психологический роман «Герой нашего времени» и ряд стихотворений
Дом №22 Двор «Мультяшки»
Дом №29 Особняк Трубецких-Нарышкиных и клад
Этот 1-тажный особняк возведен в 1779-1780 гг. для Абрама Петровича Ганнибала - «арапа Петра Великого» и прадеда Александра Сергеевича Пушкина. В марте 2012 года при реконструкции обнаружили клад, вскрыв полы между 2-м и 3-м этажами флигеля. Крайними владельцами дома была одна из ветвей аристократического рода Нарышкиных, которые в 1917 г. уехали из России. Всего было найдено 2168 предметов: сервизы столового серебра русской и европейской работы, в том числе парадный столовый сервиз в русском стиле петербургского ювелира Игнатия Сазикова. Также было обнаружено несколько боевых орденов Российской империи и газеты, датированные осенью 1917 года. Это один из самых крупных найденных в Петербурге клад в современное время. Вот так, Петербург всё ещё хранит сокровища в своём историческом сердце
Дом №33-37 История графини М.Э. Клейнмихель
Самой известной владелицей дома №33-37 была графиня Мария Эдуардовна Клейнмихель, приёмы и балы которой имели в Петербурге грандиозный успех и часто были чуть ли не главным событием светского сезона конца XIX - начала XX века. Великая княгиня Ольга Александровна Романова вспоминала, что о её (графини Клейнмихель) «балах-маскарадах говорил весь петербургский свет. Богатая, эксцентричная, чуть-чуть прихрамывавшая, графиня редко покидала свой особняк, и каждый, кто занимал хоть какое-то положение в обществе, считал честью быть приглашенным к ней в дом. Это была гранд-дама до кончиков ногтей и в то же время необычайно проницательная и умная женщина. Каким-то образом ей удавалось узнавать сокровенные тайны почти всего петербургского общества»
Известна также интересная история бегства графини в период Октябрьской революции. Графиня приказала закрыть ставнями все окна и запереть двери, а на входную дверь повесить объявление: «Вход строго воспрещен. Дом принадлежит Петросовету. Графиня Клейнмихель арестована и посажена в Петропавловскую крепость». Из-за повсеместного хаоса и беспорядков, графине удалось таким образом отвлечь внимание, чтобы собрать часть своих ценностей и подготовиться к бегству из России