"Аморальный великан, полнящийся яростью и вожделением", — такая оценка Самсона фигурирует в одном словаре Библии, и небезосновательно. Однако не будем ожидать, что персонажи предстанут перед нами в самом истинном свете, изображенные так же объективно, как на фотографии, сделанной в комиссариате полиции. Автор библейской истории о Самсоне видел своего героя иначе. Он пересказал нам яркие факты в ускоренном ритме.
Когда Израилем владели филистимляне, одной бесплодной женщине и ее мужу — израильтянам из колена Данова — ангел возвестил, что у них родится ребенок. Он будет "назореем Божиим", то есть посвященным Богу человеком, носящим длинные волосы. Режим жизни назореев (без употребления алкоголя и нечистой пищи) будет исполняться его матерью с начала ее беременности, поскольку сын избран для избавления своего народа от филистимлян.
Первое, что сделает этот сын, — вызовет недовольство своих родителей, выбрав себе невесту из враждебного и нечистого филистимского народа. Он сокрушает челюсти грозного льва, а затем женится на той, которую любит. Неделя свадьбы у филистимлян. Пчелы устроили улей в скелете убитого льва и нанесли туда меда. Самсон ничего не говорит о происшедшем, но обращает это в загадку: "Из идущего вышло ядомое, и из сильного вышло сладкое" (Суд 14. 14). Если филистимляне отгадают, то они получат тридцать кусков ткани и тридцать одежд; если не отгадают, столько же получит от них Самсон. Филистимляне говорят его жене: "Мы сожжем тебя, если ты не уговоришь своего мужа отгадать загадку". Она семь дней плачет и получает отгадку. Самсон в проигрыше. Чтобы отдать этот долг из тридцати одежд, Самсон убивает тридцать филистимлян в другом городе, а затем возвращается к своим.
Тогда родители жены Самсона выдают ее замуж за знатного юношу. Самсон требует вернуть ее. Отказ. Самсон, наловив лисиц, привязывает к хвостам каждой их пары по факелу и пускает лисиц на жатву филистимлян. В отместку за это убивают жену Самсона. Самсон разит филистимлян, а затем удаляется в какую-то пещеру. Филистимляне узнают о его местонахождении и требуют у его сородичей выдать его. Самсон сдается, и вот он связан. Когда же враги оказываются в пределах досягаемости, силою Божией путы разрываются, Самсон поднимает с земли ослиную челюсть и ею убивает тысячу человек. Охваченный после этого подвига сильной жаждой, он вопиет к Богу: "Если Ты даровал мне такую великую помощь, надо ли, чтобы я прямо сейчас умер от жажды?" Начинает течь вода.
Самсон отправляется в Газу. Филистимляне подстерегают его у дверей проститутки, которую он навещает. Он не только избегает нападения, но и взваливает себе на спину ворота этого города, расположенного на берегу моря, и уносит их в Хеврон, который находится в горах на высоте более тысячи метров. Именно там он влюбляется в Далилу (Далиду), чье имя значит "нежная". Филистимляне обещают Далиле много серебра, если она выведает у Самсона секрет его силы. Трижды он говорит ей неправду (нужно связать его семью тетивами; нужно, чтобы они были новыми; нужно прикрепить его волосы к ткацкой колоде). Трижды она проявляет бдительность, как бы охраняя его. После этого она так укоряет его за лживые ответы, что, не в силах больше сопротивляться, Самсон говорит ей правду: я — назорей Божий, мне достаточно только остричь волосы. Так с ним и поступают. Его связывают и, выколов ему глаза, отправляют в Газу. Однажды силы вновь приходят к нему, и он, слепой, выставленный на всеобщее посмешище, сдвигает с места две колонны главного здания в Газе, чтобы оно обрушилось, так что "было умерших, которых умертвил Самсон при смерти своей, более, нежели сколько умертвил он в жизни своей". Смерть Самсона сделала его победителем. Он был похоронен в гробнице своего отца.
Обрамление истории Самсона (обет назо- рейства) придает ей — особенно постфактум — религиозное звучание. Следует добавить, что внезапные вспышки физической силы героя всякий раз предваряются словами: "И сошел на него Дух Господень". Но всё остальное имеет другую природу. У разных народов в глубинах памяти обитают великаны — такие, как наш Гаргантюа, греческий циклоп Полифем, ассирийский Гильгамеш, изображение которого можно видеть в Лувре (он давит локтем льва). Имя Самсона (Shimshon) напоминает о солнце (shemesh) — но это солнце ослепло. Сила сопровождает мудрость: Самсон придумывает загадки, играет словами. Заметим, что загадка — это штука серьезная: Сфинкс, загадав загадку, умрет, если вы ее отгадаете, и наоборот.
Самсон чисто условно поставлен в один ряд с "судьями", то есть вождями: он всегда сражался в одиночку и никогда по-настоящему не освобождал свой народ. Помимо мудрости и силы, в этой истории есть еще — даже преобладают — глупость и слабость. Слепое солнце, спасающий преступник, уязвимый великан, одураченный мудрец, колосс, ведомый "нежною" на гибель. И становится смешно, когда видишь, как он переносит городские ворота, крепившиеся на бронзовых петлях. А что касается его долга победить филистимлян, то филистимские женщины окажутся неотразимы, и именно это сможет поставить Самсона на место. Наш великан — и мудрый и глупый, и сильный и слабый — это одновременно и любой народ, и человечество, которое, будучи в одно и то же время и добрым и злым, непрестанно выходит из берегов.
Не истощается заряд жизни, которым пронизано это повествование. Слепой, связанный, осмеянный, всего лишившийся — именно теперь этот персонаж начинает действовать, обретши второе дыхание. Победитель — когда всё потеряно. Евангелист не счел неуместным, чтобы весть родителям Иоанна Крестителя (Лк 1. 15), предваряющая благовещение Марии, некоторыми своими чертами напоминала ту весть, которую услышала мать Самсона. Благовещения сменяются на пути людей. На непредвиденном пути людей.
В то время был человек [...] именем Маной; жена его была неплодна и не рождала. И явился ангел Господень жене и сказал ей: Вот, ты неплодна и не рождаешь; но зачнешь, и родишь сына.
Суд 13. 2-5
Любви и Мира, братья и сестры!
Храни Вас Господь!
Подписывайтесь на наш Telegram-канал, чтобы увидеть больше!