Теоретические методы: анализ и синтез педагогической, методологической, литературоведческой и методической литературы по проблеме исследования; изучение и анализ нормативно-правовой (Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» на 2013-2020 гг.; Концепция долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020г.: утв. Распоряжением Правительства РФ от 17.11.2008 г. № 1662-р // Собрание Законодательства РФ, 2008. № 47. - Ст.5489; Приказ Министерства образования и науки РФ от 1 апреля 2014 г. № 255 «Об утверждении уровней
владения русским языком как иностранным языком и требований к ним» и учебно-методической документации (учебные планы и ОС МГИМО); общенаучные методы исследования (обобщение, систематизация и классификация, анализ и обобщение педагогического опыта, сравнительный, структурный и функциональный анализ, прогнозирование, моделирование содержания обучения и процесса активизации познавательного интереса иностранных студентов к русскому языку).
Прикладные методы: наблюдение, авторские и адаптированные диагностические методики («Мой интерес к русском языку и культуре»; методика Е. Е. Туник «Диагностика личностной любознательности»; адаптированная методика В. Ф. Ряховского «Оценка уровня общительности»; и адаптированная методика В. В. Суворовой «Определение эмоциональности»), беседа, наблюдение, сравнительный анализ и описание результатов эксперимента.