Революция 1848—1849 гг. носила общеевропейский характер. Революционный взрыв был ускорен двумя экономическими кризисами: аграрным, вызванным неурожаями 1845—1847 гг., и промышленным — 1847 г. Революции потрясли общественный и политический порядок Европы. Революционная волна прокатилась по большей части континента: Франции, германским и итальянским государствам, многонациональной Австрийской империи. В скандинавских странах, Бельгии, Нидерландах усилилось движение за реформы. В Англии начался новый подъем чартистского движения с его требованием всеобщего избирательного права. Государства, в которых происходили революции, отличались разным уровнем социально-экономического развития, но везде на первый план в них выдвигались три главные задачи: демократизация политической системы; социальные преобразования (в первую очередь решение аграрного вопроса); образование государств по национальному принципу. Последняя задача не была актуальной только для Франции. Уровень решения этих задач зависел от конкретных условий в каждом государстве.
Германская революция имела политическое, социальное и национальное содержание. На борьбу за демократию и социально-экономические изменения наложило отпечаток состояние политической раздробленности. Отсутствие единого политического центра привело к необходимости решать одни и те же проблемы в каждом германском государстве. И в каждом это решение имело свою специфику.
22 февраля началась революция во Франции, в результате которой была свергнута монархия, началось формирование республиканских органов власти. Известия об этом вызвали волнения в Юго-Западной Германии, в первую очередь в Бадене, где была сильная демократическая оппозиция во главе с Геккером и Струве. Вслед за Баденом революционные события начались в Гессене-Дармштадте, Вюртемберге, Баварии, Саксонии, Рейнской провинции Пруссии, распространились на центральные и северные германские государства. Последней из немецких столиц, до которой докатились волны мартовской революции, был Берлин.
Самой распространенной формой оппозиционного движения в начальный период революции были собрания, на которых вырабатывались требования и в виде петиций направлялись властям. Эти требования получили название «мартовских». Первая петиция, послужившая образцом для всех остальных, была составлена в Маннгейме. Она содержала четыре пункта: вооружение народа с правом избрания офицеров; неограниченная свобода печати; суд присяжных: немедленный созыв общегерманского парламента. Последний пункт положил начало формированию национальной программы германской революции. Важно отметить, что с помощью общегерманского парламента хотели создать не только германское национальное, но и германское конституционное государство. Маннгеймские требования в качестве основы включались во все петиции, хотя часто дополнялись новыми условиями. Самыми популярными из них были требования создания ответственных министерств, расширения избирательных прав, изменения налоговой системы, широких демократических свобод. В Пруссии одним из самых настоятельных требований оппозиции был созыв Соединенного ландтага.
На смену петиционной кампании скоро пришли более радикальные методы борьбы — демонстрации, которые часто сопровождались столкновением с войсками. Порой дело доходило до боев на баррикадах. Одним из самых драматических эпизодов революции были баррикадные бои в Берлине 18—19 марта 1848 г., в ходе которых погибло до 400 человек и более 1000 было ранено.
Усиливавшийся «революционный натиск» уже в начале — середине марта принес первые результаты. Во всех государствах были сформированы новые правительства; ключевые посты в них заняли либералы. В Пруссии, поскольку в ее старых провинциях преобладала партия консерваторов, правительство возглавил один из лидеров рейнских либералов Кампгаузен. Пост министра финансов занял Ганземан. В Пруссии со 2 апреля начал работу Соединенный ландтаг, который принял ряд важных постановлений: о созыве в Пруссии Учредительного собрания, о введении всеобщего избирательного права при двухстепенных выборах.
Формированием «мартовских правительств» германские монархи подтверждали свою готовность к реформам. Этого оказалось достаточно, чтобы сохранить власть. Только баварскому королю Людвигу I пришлось отречься от престола в пользу наследника. Но причиной для гнева его подданных была не столько неуступчивость короля, сколько компрометировавшая его связь с авантюристкой Лолой Монтес, которая позволяла себе вмешиваться в политику.
К первым результатам революции следует отнести отмену цензуры, расширение избирательного права, формирование гражданской гвардии, введение суда присяжных и провозглашение демократических свобод. Решение об отмене цензуры было принято и на общегерманском уровне 3 марта 1848 г. специальным постановлением Бундестага. Предмартовская система начала разрушаться, но изменение политических структур не носило устойчивого характера.
Главным вопросом в социальной программе революции являлся аграрный. Его содержание определялось поземельными отношениями в немецкой деревне и положением крестьянства. Процесс превращения крестьян в собственников земли, начало которому было положено в наполеоновскую эпоху, шел с разной степенью интенсивности. В одних германских государствах (например, в Пруссии) выкуп крестьянами повинностей уже принес значительные результаты, в других (например, в Баварии) он фактически еще не начинался. Поэтому для большой группы немецких крестьян вопрос о выкупе и об облегчении его условий был вопросом первостепенной важности. Он был тесно связан с еще одним: условия выкупа, как правило, не освобождали крестьян от несения повинностей, пусть и в сокращенном виде. Кроме того, для Германии той поры было характерно аграрное перенаселение, особенно для юго-западных областей: крестьяне страдали от малоземелья, обремененности долгами, чему способствовали неурожаи в 1845—1847 гг. К середине XIX в. дворянство сохраняло патримониальное право (вотчинную юрисдикцию), различные привилегии и особые права. Крестьянская программа в революции предусматривала ликвидацию сохранившихся от Старого порядка отношений в деревне, превращение крестьян в полноправных собственников земли и создание благоприятных условий для хозяйствования, в том числе путем изменения налоговой политики.
Крестьянское движение являлось важной составной частью революционных сил. Оно отличалось локальностью и автономностью, т. е. было ориентировано почти исключительно на вопросы, связанные с землей. Политические лозунги крестьяне выдвигали и поддерживали слабо, ограничиваясь в основном требованием равных избирательных прав.
Крестьянские выступления начались в первые дни марта 1848 г. в Юго-Западной Германии и в течение месяца распространились по всей территории, включая прусскую Силезию. Первая волна крестьянских выступлений была направлена против ростовщиков, особенно в районах аграрного перенаселения. В Бадене, Вюртемберге, Гессене, Баварии прокатилась волна еврейских погромов. Громили дома ростовщиков, уничтожали документы. Одновременно набирала силу борьба с помещиками. Крестьяне стали отказываться от выполнения повинностей, совершали порубки в лесах, охотились в княжеских заповедниках. Самой распространенной формой борьбы крестьян в Германии стало уничтожение документов, в которых фиксировались крестьянские повинности и платежи. Толпы вооруженных косами, вилами, топорами крестьян нападали на дворянские замки, забирали документы и жгли их под ликующие крики присутствующих. В некоторых местах сжигали и замки. Более того, крестьяне заставляли дворян отказываться от своих феодальных прав и привилегий. С этой целью составлялись специальные грамоты, в которых подробно перечислялись упраздняемые права. Очень редко в борьбе с крестьянским движением применялись карательные меры — использование войск или ландвера. Чаще правительства шли на уступки или давали обещания. Эти уступки и обещания вместе с ожиданиями, связанными с деятельностью будущего Национального собрания, способствовали спаду крестьянского движения уже в конце марта — апреле 1848 г.
С открытием в мае 1848 г. Национального собрания, заседавшего во Франкфурте-на-Майне (Франкфуртского собрания), аграрный вопрос обрел и другой уровень решения — общегерманский. Но во Франкфуртском собрании он не стал предметом особого внимания депутатов и рассматривался вместе с другими социально-экономическими вопросами в рамках так называемых «Основных прав немецкого народа». В общем постановлении, принятом в октябре 1848 г., говорилось об уничтожении всех видов феодальной зависимости. Но постановление не содержало никаких конкретных указаний о способах и сроках этого уничтожения. Поэтому решение аграрного вопроса в большей степени зависело от правительств отдельных государств. Не доведя до конца решение аграрного вопроса, революция придала ему мощный импульс и создала условия для завершения аграрного переворота в последующее десятилетие.
Особенностью революции 1848—1849 гг. в Европе было активное участие рабочего класса, всех его групп — ремесленных подмастерьев, наемных рабочих мануфактур, формирующегося промышленного пролетариата. К ним примыкала большая и активная социальная группа ремесленников, чье неустойчивое положение в условиях начавшейся промышленной революции подталкивало их к различным формам социального протеста.
Рабочий класс Германии не заявлял о себе как о самостоятельной политической силе (социализм был еще очень слаб), но собственные социальные и экономические интересы выразил в ряде специальных требований: увеличение заработной платы, уменьшение длительности рабочего дня. Эти требования предъявлялись работодателям и на этом же уровне могли быть решены. В Пруссии, на заводах Борзига для квалифицированных рабочих был установлен 10-часовой рабочий день и минимальный уровень заработной платы. На многочисленных рабочих собраниях выдвигались требования всеобщего народного образования, помощи инвалидам труда и, наконец, очень важное требование, сформулированное явно под влиянием февральской революции во Франции, — создание министерства труда, которое будет решать социальные проблемы, в том числе проблему занятости.
В период революции было создано множество сильных рабочих организаций, но, в отличие от демократических или либеральных, рабочие ферейны (союзы) остались частью внепарламентской оппозиции и их влияние на политические структуры было относительно слабым. В период с 1 июня 1848 г. по 19 мая 1849 г. в Кёльне выходила «Новая Рейнская газета», главным редактором которой был Карл Маркс. Она выступала за революционный путь объединения Германии в форме демократической республики и предлагала программу революционных преобразований. В Национальном собрании рабочий вопрос не был предметом специального обсуждения, хотя левые депутаты предлагали принять меры по улучшению положения рабочих, в том числе создать министерство труда. Однако идея создания министерства труда была отвергнута сразу под тем предлогом, что во Франции признание права на труд имело роковые последствия. Рабочее движение поддерживало выдвинутую радикалами идею демократической республики, и в этом отношении оно оставалось составной частью демократического движения.
Важным политическим вопросом в Германии в годы революции являлся вопрос о форме управления — как отдельных германских государств, так и будущего национального государства. И если на уровне германских государств в спорах по этому вопросу заметную роль играли разные политические партии (например, консерваторы — в Пруссии), то на общегерманском тон задавали либералы и демократы. Поэтому в Национальном собрании вопрос обрел формулу: демократическая республика или конституционная монархия?
Либералы в своих проектах ориентировались в основном на средние слои населения и стремились создать «бесклассовое» буржуазное общество, в которое постепенно путем приобретения образования и собственности будут «врастать» небуржуазные слои. Но до этого «врастания» низшие слои должны быть наделены меньшими по объему политическими правами.
Правовое и национальное государство, к которому стремились либералы революционных лет, представляло собой государство, монархический глава которого рассматривался ими в качестве гаранта буржуазного общественного порядка. С республиканской формой правления либералы связывали опасность социальной революции.
Для демократов республика не ассоциировалась с революционными изменениями в обществе. Во всеобщем избирательном праве они видели гарантию эволюционной модернизации общественного порядка путем принятия решений парламентским большинством. Поэтому умеренные демократы даже предложили такой компромиссный вариант политического устройства Германии, как «демократическая монархия». Они полагали, что в государстве со всеобщим избирательным правом и сильным парламентом «демократический монарх» не будет обладать никакой реальной властью.
Либеральная буржуазия и часть демократов расценили «мартовские решения» как конец революции. Отныне достижение своих целей они связывали с парламентами и реформами. Курс на реформы стал важнейшей чертой германской революции. Она не создала вакуума власти; слабо затронутые изменениями политические структуры Старого порядка, особенно в Австрии и Пруссии, превратились в конечном итоге в «бастионы контрреволюции». Судьба германской революции оказалась тесным образом связана с развитием событий в Пруссии.
Прусское Национальное собрание
Мартовская революция в Пруссии, как и везде в Германии, принесла широкие демократические свободы. Стало выходить большое количество газет разного направления. На основании принятого Соединенным ландтагом избирательного закона в Пруссии были проведены выборы в Учредительное (или прусское Национальное) собрание, которое начало работу 22 мая 1848 г. В него было избрано 68 крестьян, 28 ремесленников, 40 промышленников и торговцев. Самой многочисленной (150 человек) была группа чиновников и юристов; важную группу составляли священники, преимущественно католики (50 человек). В политическом отношении прусское Собрание было более радикальным, чем общегерманское Национальное собрание. В нем, по сути, отсутствовали правые консерваторы; определяющую роль играли либералы, которые делились на две группы: правый центр, который склонялся к компромиссу с консерваторами, и левый, настроенный антифеодально и антиклерикально. Радикальное крыло представляли демократы-республиканцы.
Сразу после тронной речи короля и выборов председателя Собрание занялось работой над текстом конституции. Проект конституции был разработан Ганземаном по образцу бельгийской 1831 г. и предполагал учреждение конституционной монархии, ответственного министерства, двухпалатного парламента. Верхняя палата должна была составляться из лиц, назначаемых королем и избираемых на основании высокого имущественного ценза (более 2,5 тыс. талеров дохода в год). Нижняя избиралась всеобщим голосованием, но в результате двухстепенных выборов. Конституционная комиссия Собрания внесла некоторые изменения в правительственный проект: король потерял право назначать депутатов верхней палаты; абсолютное вето короля заменялось на суспензивное (задерживающее). Отменялась смертная казнь; предусматривался ряд демократических свобод. Текст конституции обсуждался на уровне комиссий и подкомиссий, но часть статей была утверждена и появилась в виде законов: из титула короля были вычеркнуты слова «милостью Божьей», отменена смертная казнь, уничтожены дворянские титулы. Ряд законов касался аграрного вопроса: безвозмездно уничтожались частично сохранившиеся повинности, вытекающие из личной зависимости, уничтожалась вотчинная юрисдикция, отменено помещичье право охоты. Одновременно подтверждалось, что основные повинности подлежат выкупу. Но кое-что изменилось и в этом вопросе: крестьяне могли прибегать к банковским ссудам.
Решение Собрания, расцененные частью юнкерства как крайне радикальные, привели к консолидации правых консерваторов, которые выступали против абсолютизма, но за сословную конституцию (группа «Кройццайтунг»).
Политическая обстановка в Пруссии становилась все напряженнее. С одной стороны — крестьянские волнения, демонстрации, собрания, волнения в городах; деятельность прусского Национального собрания, стремившегося продолжать политику реформ; с другой — растущее стремление к установлению порядка, уничтожению «анархии». Эти настроения особенно сильны были в армии, провинциальном дворянстве и при дворе, где из крупных военных и гражданских чинов сформировался кружок реакционных деятелей во главе с Герлахом.
Растущая напряженность проявлялась в частой смене правительств. На смену правительству Кампгаузена в июне пришло министерство Рудольфа Ауэрсвальда, либеральное по характеру. Его отставка в сентябре 1848 г. означала конец «мартовских министерств». Либералы теряли власть. Большое влияние на развитие событий в Пруссии оказали события в Австрии. К 1 ноября стало известно о поражении восстания в Вене. Это послужило сигналом для наступления контрреволюционных сил, которые уже достаточно консолидировались и в самой Пруссии. 2 ноября 1848 г. было сформировано правительство Бранденбурга. По королевскому указу прусское Собрание переводилось в небольшой провинциальный городок Бранденбург. Решение мотивировалось желанием короля обеспечить Национальному собранию «свободу действий» и защитить его от «давления извне». К Берлину были подтянуты войска, левые газеты закрыты, демократические организации распущены, гражданская гвардия разоружена.
Наступил перелом в развитии революции, но исход борьбы еще не казался ясным. Большинство депутатов прусского Собрания постановило: не подчиняться указу и оставаться в Берлине. В течение нескольких дней депутаты заседали, постоянно меняя помещения, т. к. их изгоняли введенные в город войска. 12 ноября появился указ о введении в Берлине осадного положения. В этой обстановке прусское Национальное собрание приняло решение о «пассивном сопротивлении» — постановление о неуплате налогов. В ответ правительство опубликовало циркуляр к местным властям «принять самые строгие принудительные меры для сбора налогов». На этом этапе в события в Пруссии попыталось вмешаться Франкфуртское национальное собрание (Франкфуртский парламент), приняв постановление, «обязывающее» прусское королевское правительство отменить решение о переводе Собрания в Бранденбург и сформировать правительство, пользующееся поддержкой страны. Постановление было расценено прусским правительством как вмешательство во внутренние дела и отвергнуто. В ответ в Пруссии началось движение в защиту Национального собрания. Происходили митинги в городах; 23 и 24 ноября в Эрфурте произошли вооруженные столкновения между войсками и народом.
27 ноября Собрание должно было начать работу в Бранденбурге, но туда съехались только правые депутаты. Большинство депутатов не явилось в Бранденбург в знак протеста, поэтому отсутствовал кворум. 5 декабря государственный переворот был завершен. В этот день было издано два королевских указа: о роспуске Национального собрания и созыве нового в феврале 1849 г. Одновременно король «даровал» конституцию. 6 декабря был опубликован новый избирательный закон. Отредактированная конституция провозглашала ряд политических свобод, неприкосновенность частной собственности, но возвращала королю титул «милостью Божьей», абсолютное вето, право бесконтрольного распоряжения армией, право объявлять войну. Дворянству были возвращены титулы, восстановлена старая система налогов. Избирательный закон вносил незначительные изменения в действовавший до того. Поэтому выборы в нижнюю палату снова дали большинство либералам, многие из которых входили в прежнее Собрание.
28 марта Франкфуртский парламент закончил выработку общегерманской конституции, и прусское Собрание одобрило ее. Взявший курс на подавление революции в Германии, прусский король Фридрих Вильгельм IV (1795—1861) использовал это решение как предлог для нового роспуска Собрания. 28 апреля он издал указ о роспуске нижней палаты, а 30 мая была введена трехклассная избирательная система. Включение избирателей в тот или иной класс зависело от суммы выплачиваемых налогов. К первому классу было отнесено около 150 тыс. наиболее состоятельных налогоплательщиков, ко второму — более 400 тыс. средних, а к третьему — 2650 тыс. избирателей, платящих незначительные налоги или вовсе от них освобожденных. Каждый класс избирал одинаковое число выборщиков, а те, в свою очередь, открытым голосованием выбирали депутатов нижней палаты. Новая конституция и избирательный закон перечеркивали многие наиболее существенные результаты революции.
По мере нарастания контрреволюционных тенденций в Пруссии, она все более решительно брала на себя роль общегерманского жандарма. Шестидесятитысячная прусская армия под командованием кронпринца Вильгельма подавила главные очаги революционного движения в Германии.
Движение за объединение Германии
Важнейшей проблемой революции 1848—1849 гг. в Германии был вопрос об объединении страны. Рождение немецкой нации было длительным процессом. Он был ускорен в начале XIX в. влиянием внешнего фактора — наполеоновскими войнами. После их окончания в Германии усилились партикуляристские настроения: под национальным стали опять понимать государственное, вновь стали говорить о прусской, баденской, гессенской «нациях». Но объективно процесс сближения государств и консолидации нации продолжался. Этому способствовали изменения в экономике, развитие сети коммуникаций, внешние угрозы, синхронные процессы в социальной и политической сферах, развитие политических движений, возникновение организаций, выходивших за рамки отдельных государств. В революции 1848 г. национальное движение сделало серьезную попытку решить самую сложную на тот момент задачу — создать единое национальное государство. В связи с этим возникла непростая проблема определения границ этого государства.
Кроме того, национальное движение в Германии было сложным по структуре и включало три компонента: немецкое национальное движение за объединение страны; движение солидарности и поддержки борьбы населения Шлезвига и Гольштейна за присоединение к Германии; ненемецкое национальное движение (в первую очередь польское) за освобождение и восстановление государственности. Эти три компонента взаимодействовали друг с другом, дополняя или, наоборот, препятствуя развитию национального движения в Германии.
Первым требованием немецкого национального движения было, как отмечалось, требование созыва общегерманского парламента. Оно было включено в Маннгеймскую петицию и стало затем всеобщим. Первым на это требование среагировал Бундестаг. 29 февраля 1848 г. на экстренном заседании он специальным решением подтвердил свои законные права представлять Германию, но чуть позднее, 10 марта, предложил германским правительствам направить во Франкфурт специальных представителей для работы по пересмотру союзной конституции. Члены будущего общегерманского собрания должны были избираться ландтагами. Так был обозначен первый вариант решения вопроса об объединении страны.
Второй вариант был предложен лидерами либеральной партии. 5 марта 1848 г. по инициативе баденских и вюртембергских либералов в Гейдельберг съехались представители либерального движения из всех германских государств. Собрание выработало манифест к немецкому народу, в котором было высказано сомнение в искренности намерения Бундестага возглавить объединительное движение. Было выдвинуто требование созыва общегерманского национального представительного собрания, призванного решить вопрос об объединении. С целью подготовки и проведения выборов в будущее Национальное собрание было решено создать специальный орган — Предпарламент. В Гейдельберге либералов волновал еще один вопрос: кто должен стать конституционным монархом объединенной Германии? Большинство из них считало, что им должен был стать прусский король, но при условии, что Пруссия сама превратится в конституционное государство. После гейдельбергского совещания в столицы германских государств со специальной миссией отправился Генрих Гагерн (лидер либерального движения в Гессене-Дармштадте). Он пытался добиться от южногерманских государей согласия на созыв Национального собрания и верховенство прусского короля.
Во время миссии Гагерна сам прусский король Фридрих Вильгельм IV выступил с инициативой созвать в Дрездене конференцию министров германских государств для обсуждения проектов назревшей реформы Германского союза. Таким образом, появился еще один, третий вариант решения национального вопроса.
Во второй половине марта гейльдейбергская инициативная группа разослала отдельным общественным деятелям Германии приглашение принять участие в заседаниях Предпарламента. Большинство из 500 делегатов Предпарламента принадлежало к либеральному движению, но была и небольшая группа демократов во главе со Струве. Если говорить об отдельных государствах, то самой большой была делегация из Пруссии (114 человек), зато от Австрии — только 2 человека.
Предпарламент заседал с 31 марта по 3 апреля 1848 г. во Франкфурте-на-Майне, в здании церкви святого Павла (Паульскирхен). Уже в Предпарламенте обнаружились существенные разногласия между либералами и демократами по принципиальным вопросам. Один из лидеров либерального крыла — Гагерн считал, что конституция, которую предстояло выработать будущему Национальному собранию, должна обеспечить основные права и свободы, народный суверенитет, но при одновременном сохранении монархии в качестве формы правления. «Свобода, суверенитет народа и монархия» — так сформулировал он программу будущей конституции. Программу демократов обосновал Струве: свержение монархии, установление федеративной республики по образцу Соединенных Штатов Америки, уничтожение всех прежних государственных институтов. Это была программа радикализации революции, а либералы решительно выступали против дальнейшего нарастания напряженности в стране. Настало время реформ, говорили они, а реформы следует проводить в согласии с существующими правовыми положениями и с помощью разумных компромиссов с властями.
Предпарламент принял решение провести выборы не только на всей территории Германского союза, но и в Восточной Пруссии и Шлезвиге, Был отменен имущественный ценз, определен порядок представительства: один депутат от 50 тыс. населения, но вопрос о том, какие выборы проводить — прямые или двухстепенные, — передавался на усмотрение правительств государств. До созыва Национального собрания право защищать интересы немецкого народа и управлять всеми делами Германского союза признавалось за Бундестагом.
Не добившись от Предпарламента поддержки республиканских требований, демократы в середине апреля 1848 г. и предприняли попытку поднять восстание на юге Бадена, в Озерном крае и Шварцвальде, направленное на установление республики в Бадене. Восстание было плохо организовано, но главное — не поддержано населением, которое связывало свои надежды с будущим Национальным собранием. Неудача апрельского восстания показала, что применение революционных методов не вызвало заметной поддержки населения, т. к. возможность реформ еще не была исчерпана.
Избирательная кампания проходила с середины апреля до середины мая 1848 г. в условиях острых социальных противоречий и конфликтов в германских государствах. Несмотря на наличие условий, выравнивавших избирательное право и порядок выборов в отдельных государствах, последние существенно различались. В ряде германских государств значительные группы населения лишались права голоса под предлогом их несоответствия принципу «самостоятельности»: лица, получающие пособия по бедности, прислуга, а в ряде мест и рабочие. Кроме того, во время выборов применялось правило: каждый избиратель должен осуществлять свои избирательные права не по месту жительства, а по месту рождения. Это правило ограничивало участие в выборах тех, кто в поисках работы вынужден был часто менять место жительства. Однако, несмотря на ограничения, которые касались прежде всего низших слоев населения, выборы в Национальное собрание оставляли значительные возможности для демократического волеизъявления.
Начало работы общегерманского собрания
18 мая 1848 г. под звон колоколов и гром артиллерийского салюта Национальное собрание начало свою работу. Местом заседания Национального собрания вновь был выбран Франкфурт-на-Майне и та же Паульскирхе. Две трети из 600 депутатских мест были предоставлены Пруссии и Австрии, и только одна треть — всем другим германским государствам. Социальный состав Собрания не отражал состава населения германских земель. В стране с преимущественно аграрным (70 %) населением был избран парламент, большинство в котором составляли чиновники, юристы, журналисты, врачи, представители академических профессий. В первый германский парламент вошли 49 профессоров, сыгравших в его работе столь заметную роль, что Национальное собрание стали называть «профессорским парламентом». В целом результаты выборов отражали политическое доминирование «буржуазии образования», которая в годы революции выступала как представительница немецкого национального движения.
Флаг немецкой республики. 1848 г.
Среди депутатов не было двух крайних течений: правых консерваторов и социалистов. На правом фланге Национального собрания находились умеренные консерваторы. Они выступали за сохранение существующих порядков и за политику соглашений с правительствами. На левом фланге собрания находилась довольно многочисленная (до 150 человек) группа демократов, которая не представляла единого целого и делилась на «умеренных» и «радикалов». Группу «умеренных» демократов возглавлял Роберт Блюм. Эта группа выступала за народный суверенитет, за федеративную республику, против политики соглашений с правительствами. Но одновременно умеренные демократы признавали принцип законности, поэтому допускали возможность сохранения монархий в отдельных государствах. Группа радикальных демократов во главе с участником баденского восстания Геккером считала необходимым продолжение революции и поэтому никаких компромиссов не допускала.
Центр собрания составляли либералы. Их фракции выступали за единство и свободу против реакции, за порядок против анархии. Самой сильной среди них была фракция «правого центра», которую возглавлял Гагерн. Во фракцию входили такие известные деятели либерального движения, как Ф. К. Дальман, Ф. Бассерман. Правые (или умеренные) либералы выступали за разрушение Старого порядка, но полагали, что проведение реформ должно быть согласовано с правительствами. В случае осложнений в отношениях Собрания с последними, «правый центр» был готов пойти на уступки. Внутри этой фракции большинство принадлежало малогерманцам, т. е. сторонникам объединения Германии во главе с конституционной Пруссией. Но в этой же фракции находился австрийский депутат, лидер проавстрийской (великогерманской) партии Антон Шмерлинг. Менее представительная группа левых либералов более решительно выступала за парламентский суверенитет. Границы между фракциями были условными и могли смещаться в ту или другую сторону в зависимости от обсуждаемых вопросов и ситуации в стране. Председателем собрания был избран представитель правых либералов Гагерн, который определил его главную задачу — создать конституцию для единой Германии. Из этой основной вытекал ряд сопутствующих задач: определить будущее государственное устройство Германии, выступить в качестве верховной власти, т. е. распустить Бундестаг, избрать союзное правительство, определить государственные границы объединенной Германии. По каждому из вопросов вспыхивала острая борьба; под ее влиянием вносились коррективы в проекты национально-государственного строительства.
Первоочередной задачей Франкфуртского собрания было создание единого для всей Германии временного центрального правительства и решение вопроса об имперском правителе. Развернулись острые прения, в ходе которых обозначилось несколько подходов к решению вопроса. Группа правых либералов во главе с Гагерном предложила компромиссный вариант, за который и проголосовало Национальное собрание: имперский правитель и временное правительство избирались Собранием, но не были ответственны перед ним. Самой приемлемой для большинства депутатов кандидатурой на пост главы государства оказался австрийский эрцгерцог Иоганн. Эрцгерцог принял предложенный ему пост, оговорив при этом, что его избрание должно быть санкционировано Бундестагом и всеми германскими монархами. 12 июля Бундестаг признал полномочия Иоганна. Тем самым устанавливалась преемственность старых и новых органов власти в Германии. В помощь эрцгерцогу было сформировано правительство, первым главой которого стал Шмерлинг. Уже в июле, при обсуждении вопроса об армии, были ясно очерчены границы власти нового правительства: Австрия и Пруссия отказались передать управление своими войсками имперскому правителю. Таким образом, самые значительные государства сохранили собственное командование над войсками, что позволило антиреволюционным силам использовать армию в своих интересах.
В июле 1848 г. в Паульскирхе началось обсуждение польского вопроса. Это был первый вопрос в рамках очень болезненной для Национального собрания проблемы границ объединенной Германии. В марте 1848 г. в принадлежавшей Пруссии Познани активизировалось национальное движение, которое выдвинуло две программы: автономии и независимости. Но и умеренные, и радикальные лидеры освободительного движения не хотели включения Познани в состав объединенной Германии. Парижский комитет польской эмиграции передал во Франкфуртский парламент меморандум, в котором выражалась надежда, что Национальное собрание в своих решениях по польскому вопросу будет исходить из принципа восстановления независимой Польши, поэтому откажется включать польские земли, находящиеся под властью Австрии и Пруссии, в состав Германии. Однако Франкфуртское собрание исходило, как выразился один из депутатов, из интересов «здорового национального эгоизма». Поэтому вопрос был сформулирован следующим образом: должна ли войти в объединенную Германию вся провинция Познань или только ее часть, населенная немцами. Большинство депутатов высказались за второй вариант, но поддержали подавление Пруссией польского национально-освободительного движения. Национальное собрание вменило в обязанности прусскому правительству «обеспечить защиту немцев, живущих в Познани».
Проблема Шлезвиг-Гольштейна
С июня 1848 г. Национальное собрание должно было решать сложную проблему, доставшуюся ему по наследству от Бундестага — проблему Шлезвиг-Гольштейна. Оба герцогства были связаны личной унией с датской короной, но при этом Гольштейн входил в Германский союз, а Шлезвиг — нет. Если Гольштейн был заселен преимущественно немцами, то в Шлезвиге ситуация была сложнее: на севере большинство составляли датчане, на юге — немцы, и права на весь Шлезвиг предъявляло как датское национальное движение, так и немецкое. Простое отделение герцогств друг от друга противоречило условиям международного договора 1460 г. (Рипенского), в котором были зафиксированы и права датского короля.
В предмартовский период немецкое национальное движение в Шлезвиге и Гольштейне требовало собственной общей конституции и независимого от Копенгагена правительства, чтобы таким образом обеспечить герцогствам самостоятельность. Но в то же время датское национальное движение выдвинуло требование включить весь Шлезвиг в датское государство. То, что в Шлезвиге и Гольштейне существовало разное право наследования престола, делало проблему еще более запутанной. В конечном итоге в шлезвиг-гольштейнском вопросе в непримиримое противоречие пришли староевропейское династическое право и процессы национально-государственного строительства.
После того как новый датский король в начале 1848 г. заявил о желании присоединить Шлезвиг к Дании, в герцогствах поднялась волна протеста. В Киле было сформировано временное правительство для обоих герцогств; оно обратилось в Бундестаг с просьбой присоединить Шлезвиг к Германскому союзу. Жители Шлезвига приняли участие в выборах в Национальное собрание. По просьбе кильского правительства Бундестаг принял решение о вооруженном выступлении против Дании. От имени Германского союза войну с Данией начала Пруссия. Национальное собрание 9 июня подтвердило решение Бундестага. В специальном постановлении было заявлено, что война за Шлезвиг и Гольштейн является «делом всей немецкой нации».
Война с Данией развивалась успешно для Пруссии и была чрезвычайно популярна в Германии. Но датско-германский конфликт, экспансия рождающегося немецкого национального государства за границы Германского союза создавали угрозу Венской системе международных отношений и не могли не вызвать реакцию великих держав. Под давлением Англии и России Пруссия отступила. 26 августа она заключила в Мальмё перемирие с Данией, которое предусматривало освобождение герцогства от германских войск, ликвидацию временного правительства в Киле, отмену всех его решений. Пруссия заключила это перемирие в одностороннем порядке, без согласования с Паульскирхе и правительством. Тем самым Пруссия нарушила закон, по которому вопросы войны и мира и договоров с иностранными государствами должно было решать центральное правительство по соглашению с Национальным собранием. Таким образом. Национальному собранию и правительству был продемонстрирован действительный объем их власти.
Перемирие в Мальмё вызвало в стране острый политический, так называемый «сентябрьский» кризис. В общественном мнении поднялась буря возмущения «предательством» Пруссии. В самом Национальном собрании по вопросу о перемирии развернулись бурные прения. Угроза европейской войны и разрыва с Пруссией пугала многих депутатов. В конечном итоге 16 сентября 1848 г. большинством в 21 голос перемирие было ратифицировано.
При первых сообщениях о результатах голосования начались массовые собрания в ряде городов, в том числе во Франкфурте. Для защиты депутатов в город были введены прусские, австрийские и гессенские войска. 18 сентября стычки с солдатами переросли в уличные бои, но в тот же день франкфуртское восстание было подавлено. Однако оно нашло живой отклик в Юго-Западной Германии, например, в Бадене, где была предпринята новая попытка республиканского восстания. Сентябрьский кризис сопровождался сменой центрального правительства.