Проблемы преодоления языковых трудностей иностранными студентами в процессе изучения РКИ (русский язык как иностранный) рассмотрены в диссертациях отечественных и зарубежных ученых: инновационные лингводидактические аспекты адаптационной самостоятельной работы (Юрова, 2011); государственное тестирование по русскому языку как иностранному в системе европейского языкового образовательного стандарта (Буглакова, 2011); дистанционное обучение в практике преподавания русского языка в иностранной аудитории на примере авторских мультимедийных курсов «Краски-А1» и «Краски-А2» (Симона, 2011); лингвометодические основы учебника русского языка для образовательной системы Сенегала (Ндяй, 2010); педагогическая система лингвокультурной адаптации иностранных учащихся в процессе обучения русскому языку (Поморцева, 2010); лингводидактическая система профессионально-коммуникативной подготовки специалистов в высшей технической школе (Романова, 2009); лингводидактические основы этноориентированного обучения русскому языку и тестирования на примере китайских учащихся (Юйцзян, 2008) и др.
Несмотря на внушительный ряд научных исследований в области познавательной деятельности, профессионально-языковой подготовки студентов-иностранцев, разработанных технологических средств, мы вынуждены констатировать, что проблема поиска путей и средств активизации интереса к русскому языку как иностранному до конца не исследована, а потому нуждается в дальнейшей разработке и разрешении выделенных противоречий:
• на научно-методическом уровне - между потребностью повышения роли познавательного интереса студентов-иностранцев к изучению русского
языка и его недостаточной научно-теоретической и методической разработкой в педагогической науке и практике;
• на профессионально-нормативном уровне - между требованиями ОС ВО МГИМО (41.03.05) к подготовке высококвалифицированных выпускников вузов, их языковой компетенции как обязательному компоненту профессиональной подготовки и отсутствием критериальных показателей, отвечающих за развитие познавательного интереса студентов к изучению русского языка как иностранному;
• на социально-педагогическом уровне - между востребованностью в специалистах международного профиля, умеющих вести профессиональную деятельность на русском языке и недостаточным уровнем профессионально-языковой подготовки иностранных студентов в ходе обучения в вузе;
• на познавательно-исследовательском уровне - между необходимостью моделирования процесса активизации познавательного интереса студентов-иностранцев к изучению русского языка и отсутствием примеров подобного моделирования в педагогической науке;
• на инновационно-технологическом уровне - между необходимостью использования современных подходов к обучению иностранных студентов русскому языку, с одной стороны, и недостаточностью разработки эффективных технологий, активизирующих познавательный интерес студентов-иностранцев к изучению языка, с другой.