Найти тему
Иерей Георгий Максимов

О лени

Весьма многие, если не все, сталкиваются с нападениями этой страсти. Человеку кажется: невелика беда, если я заброшу дела и просто поваляюсь на диване, ничего страшного.

Однако Церковь включает леность в число грехов тяжких, смертных. В книге Притч многократно обличается этот грех. Он отнимает у нас время, которое Бог нам дал на подготовку к вечности, а также расслабляет душу, парализует волю, меняет нас самих. Один раз поленился, два, три - и вот уже то, что совсем недавно было легко, становится тяжелым и непосильным. Все меньше в нашей жизни времени, проведенного со смыслом и все больше времени, растраченного впустую. А жалко будет этого времени, когда наступит час смертный!

Как бороться с леностью? Святые отцы говорят, что ее помогает одолеть страх Божий. А страх Божий они советуют взращивать в себе через напоминание о муке вечной, которая ожидает всякого «раба ленивого» (Мф. 25:26). Но, увы, для современного христианина этот совет не приносит такой пользы, как для христиан минувших веков. Потому что очень многие современные христиане внутри имеют убеждение: «уж меня-то Господь точно спасет! Да, я, конечно, грешный, плохой и все такое, но в раю буду однозначно. Или за православную веру мою Господь спасет, или просто потому, что Он – «любовь и только любовь», как говорят некоторые профессора, а значит, работа у Него такая». Мало кто это скажет вслух, но подспудно мы убеждены, что будем в Царстве Небесном, а значит, нам не о чем беспокоиться. А при таком настроении какой может быть страх Божий?

Гоните прочь такой самообман! Слыша или читая слова Писания и святых отцов о муке вечной, помните, что это не просто какие-то древние фразы, это предупреждение о реальной опасности, угрожающей каждому из нас.

Это не про кого-то другого – это про тебя! Если наша вера этим словам будет хотя бы размером с «горчишное зерно», то ощутим страх Божий и силы побороть леность. Тем более что эта страсть, как правило, изгоняется намного легче, чем остальные. Так что не будем относиться с небрежением к греху лености и не позволим ему погубить нашу жизнь, ведь, как сказано в Писании, «путь ленивого – как терновый плетень, а путь праведных – гладкий» (Притч. 15:19).

На Пятом вселенском соборе среди прочих осудили лжеучение о том, что ад не вечен и что в итоге якобы все спасутся. В отличие от многих других эта ересь очень живуча, поскольку по нраву тем, кто хотел бы продолжать грешить и при этом надеяться на спасение. Впрочем, и кроме них есть люди, которые говорят: но ведь Бог есть любовь, а настоящая любовь должна всех помиловать и привести в рай. Те, кто думают так, представляют рай и ад как некие места, — комфортное и некомфортное. Но рай — это Сам Бог, наша жизнь с Ним и в Нем.

Представьте, что вы обнимете человека, который вас любит — для него это будет моментом счастья. А теперь представьте, что вы обнимете человека, который вас не любит и не хочет, чтобы вы его обнимали — для него это будет мучительным моментом, вызывающим раздражение. В обоих случаях вы — один и тот же, объятия — одни и те же, а действие, производимое ими — противоположное, в зависимости от разного отношения к вам. Так и те, кто относится ко Христу как к чужому и не любят Его, не будут счастливы пребывать с Ним. Даже если бы их ввели в рай, это не было бы для них раем. Представьте, вам скажут: ты проведёшь всю жизнь с тем, которого любишь. Это счастье. А теперь представьте, что вам скажут: ты проведёшь всю жизнь с тем, кого не любишь. Многие скажут, что это уже ад. Никакой любви нет в том, чтобы навязывать своё общество тому, кто тебя не любит. И Господь наш так не поступает.

Эта жизнь — время выбора, чтобы определиться, любим ли мы Бога больше всего, или мы любим больше всего себя и грех. И в зависимости от того, какой выбор люди делают, они услышат на Страшном суде либо: “приидите, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира” (Мф. 25:34), либо: “идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его” (Мф. 25:41). Так что будем дорожить спасением, которое даровал нам Христос, и трудиться ради него, а не лениться.