Найти в Дзене
Euro Welder

Каким оборудованием работали советские сварщики в период Великой Отечественной войны❓

В комментариях под несколькими предыдущими статьями о сварке в период Великой Отечественной войны, многие читатели выражали желание ознакомиться с оборудованием, которым производилась сварка и резка в тот период, поэтому эта статья будет полностью посвящена этой теме. За основу было взято сварочное оборудование танкостроительных и танкоремонтных заводов, а также подвижное и переносное оборудование фронтовых ремонтников. Сварочное оборудование танкостроительных и танкоремонтных заводов (1941-1945) Помимо всем хорошо известной автоматической сварки под слоем флюса академика Патона, сварка броневой стали производилась в большем проценте вручную с помощью различных покрытых электродов: ферритных, аустенитных и основных. Источниками служило различное сварочное оборудование: Мотор-генераторы (умформеры) постоянного тока Мотор-генератор или умформер - это своеобразный конвертер, использующий кинетическую энергию вращения для одновременного возбуждения электродвижущей силы. В первый год их п
Оглавление
🙏Приветствую гостей и подписчиков канала Euro Welder - канале о сварке и сварщиках!
🙏Приветствую гостей и подписчиков канала Euro Welder - канале о сварке и сварщиках!

В комментариях под несколькими предыдущими статьями о сварке в период Великой Отечественной войны, многие читатели выражали желание ознакомиться с оборудованием, которым производилась сварка и резка в тот период, поэтому эта статья будет полностью посвящена этой теме.

За основу было взято сварочное оборудование танкостроительных и танкоремонтных заводов, а также подвижное и переносное оборудование фронтовых ремонтников.

Сварочное оборудование танкостроительных и танкоремонтных заводов (1941-1945)

Помимо всем хорошо известной автоматической сварки под слоем флюса академика Патона, сварка броневой стали производилась в большем проценте вручную с помощью различных покрытых электродов: ферритных, аустенитных и основных. Источниками служило различное сварочное оборудование:

Мотор-генераторы (умформеры) постоянного тока

Умформер
Умформер

Мотор-генератор или умформер - это своеобразный конвертер, использующий кинетическую энергию вращения для одновременного возбуждения электродвижущей силы.

В первый год их применения (в 1939 г.) парк сварочных машин постоянного тока был достаточным для выполнения сварочных работ, но уже в 1942 году, по причине резкого увеличения их объема, стал ощущаться их недостаток.

Сварочные умформеры требовали квалифицированного обслуживания. Ввиду тяжёлых условий работы и наличия вращающихся деталей они требовали частого профилактического ремонта.

Ртутные выпрямители

-3

Поскольку выпрямление и регулирование тока с помощью умформеров было не слишком эффективным и дорогим, на их замену стали ртутные выпрямители, ранние модели которых имели мощность 10 кВт при напряжении выпрямленного тока 3,5 кВ и по своей сути являлись химическими источниками тока.

Принцип работы: в колбе из стекла или металла, из которой выкачан воздух, находятся анод, жидкая ртуть в качестве катода и "отросток" с электродом-зажигателем.

Когда между зажигателем и катодом возникала разность потенциалов - образовывалась сварочная дуга.

Типовые сварочные трансформаторы и балластные реостаты

Типовой сварочный трансформатор в разрезе и механизм подвижной обмотки
Типовой сварочный трансформатор в разрезе и механизм подвижной обмотки

Довольно простой, многим знакомый и сегодня сварочный источник переменного тока, регулирование которого осуществляется с помощью разведения и сведения подвижной обмотки.

Сварочные трансформаторы в 4-5 раз дешевле, а расход электроэнергии на килограмм расплавленных электродов на 2,5 – 4 кВт•час меньше по сравнению с мотор-генераторами.

Производство умформеров было возможно только на специализированном предприятии, тогда как изготовление сварочных трансформаторов могло быть организовано на любом заводе.

Балластный реостат
Балластный реостат

Постепенно, в связи с возрастанием объёмов сварочного производства, на заводах началась установка больших и мощных многопостовых сварочных трансформаторов на 40 и 100 возможных точек подключения. Каждая из точек оснащалась балластным реостатом для создания падающей вольт-амперной характеристики и регулирования сварочного тока.

Электрододержатели и светофильтры

Главный инструмент сварщика - электродные держатели были большей частью вилочного типа, чуть реже встречались зажимные и пружинные. Примечательно, что в то время помимо сварочных щитков уже были и маски.

Щиток и маска сварщика. Электродные держатели: а) вилочные; б) пружинные; в) зажимные;
Щиток и маска сварщика. Электродные держатели: а) вилочные; б) пружинные; в) зажимные;

Обратите внимание на кадры, которые выделены из старого архивного видео, где запечатлена работа по свариванию танков бригады Гржибовской на Уралмашзаводе в 1942 году.

Девушки-сварщицы удерживают вилочные держатели из арматуры через самодельные ручки. Сварочное оборудование работало беспрерывно и держатели сильно нагревались, поэтому приходилось прибегать к таким хитростям:

Кадры из видеосъёмки бригады Гржибовской. Сварка корпусов танков Т-34 Уралмашзавод, 1942 год
Кадры из видеосъёмки бригады Гржибовской. Сварка корпусов танков Т-34 Уралмашзавод, 1942 год

Мобильное сварочное и режущее оборудование, используемое на фронте (1941-1945)

Каждый танковый батальон РККА имел в своём составе ремонтно-восстановительную роту, состоящую из различных мастеров-ремонтников. В составе каждого взвода или бригада была так называемая "летучка" - мастерская на шасси грузового автомобиля.

На борту каждой такой летучки находилось сварочное оборудование, а в частности аппарат газовой ацетиленовой сварки, с которой все хорошо знакомы и сегодня, а также малоизвестный бензосвар-бензорез.

Бензосвар-бензорез:

Музейная экспозиция. Боец-ремонтник с бензосваром-бензорезом
Музейная экспозиция. Боец-ремонтник с бензосваром-бензорезом

Резку и сварку бензоло-кислородным пламенем, как и сам бензосвар-бензорез изобрели в 1920-х годах в Германии. Принцип почти такой же, как и в стандартном, привычном нам сегодня, резаке. Однако вместо пропан-бутановой смеси в специальном бачке с ручным воздушным насосом находилось жидкое топливо - бензин.

При смешении с кислородом в инжекторной горелки, а также при замене специальных мундштуков можно было резать металл до 300 мм толщиной, и сваривать (так же как и ацетиленовой горелкой с присадочным материалом) металл до 50 мм.

Сварка этим методом сопровождалась большими окислительными процессами и была довольно сложной.

Сварочные агрегаты с двигателем внутреннего сгорания:

Стационарный и подвижной сварочный агрегаты
Стационарный и подвижной сварочный агрегаты

Наиболее популярными была сварка ручная дуговая сварка покрытым электродом от сварочных агрегатов с двигателями внутреннего сгорания или как и сегодня именуемые в народе "САКами".

К ним подключались довольно длинные "кишки" (кабели), с помощь которых могла производится сварка поломанных и подбитых танков на достаточном удалении от мощного агрегата без значительных потерь сварочного напряжения.

*Примечание: правильно говорить САГ - Сварочный АГрегат.

-10