Найти тему
В переулках истории

Для России Центральная Азия могла бы стать восточными воротами, а становится “задним двором”

С распадом СССР бывшие союзные республики активно включились в выбор векторов развития. То ли не зная по неопытности, что не все страны такие всепрощающие как Россия. То ли высоко оценив свой потенциал, стали считать себя ключевыми игроками в строительстве новой мировой реальности. Это и про “Тюркский союз” в том числе.

Интересы России в Центральной Азии исторически связаны со стремлением влиять в этом регионе. Для этого было сделано очень много. Народы Средней Азии вошли в состав Российской империи, а затем в состав СССР. Совершили рывок в индустриальном развитии, сохранили свою культуру, язык, традиции. Сформированы были территории современных Казахстана, Узбекистана, Туркмении, Таджикистана и Киргизии. Несмотря на существование СНГ, Центральная Азия в поиске замены России.

Елизаветинские ворота. Оренбург - российские ворота в Центральную Азию
Елизаветинские ворота. Оренбург - российские ворота в Центральную Азию

В нулевых 21 века активизировалось американское присутствие, но потом заметно снизилось до вывода войск из Афганистана. Центральная Азия стала этакой геополитической лабораторией для Китая. В 2013 году Китай предложил международный проект “Один пояс-один путь”. И стал финансировать строительство новых железных дорог и автомагистралей через Казахстан в Западную Азию.

Правительства центральноазиатских стран отзывчивы на политику Китая, поглощают инвестиции. Но Китай никому ничего не дарит. Проект нового шелкового пути специфический. Присоединится к проекту может любая страна, признав лидерство Китая. Но участвовать в форматировании проекта - нет. Как это происходит там где "рулит" Россия: в ЕАЗС, БРИКС, ШОС.

В Казахстане глубокую озабоченность вызывает китайская таможенная политика. К ноябрю 2021 года Китай сократил экспорт пшеницы, мяса и других продуктов питания из Казахстана примерно на 70 %. По данным Eldala.kz экспорт муки упал на 91%. Казахстанские вагоны застряли на таможенных пунктах Китая. Китайцы объясняют это мерами против COVID-19. А вот поток китайских грузов по транзитному новому шелковому пути вырос в разы. Как и экспорт из России в Китай.

Власти Казахстана дипломатично пытаются решить вопрос сокращения товарооборота с Китаем.

Теперь о Киргизии, у которой пришло время расплачиваться за китайские кредиты. Вопрос о списании долгов или реструктуризации не стоит. Это не Россия. И президент Жапаров ищет возможности, вплоть киргизских месторождений полезных ископаемых. От России же хотят традиционных безвозмездных вливаний.

А вот как меняется риторика Казахстана и Киргизии, если вопросы возникают в отношениях с Россией.

Осенью 2021 году казахстанская и киргизская сельхозпродукция, среди которой рис и сухофрукты, овощи и орехи, направляемая в Оренбургскую область, в Астрахань были возвращены обратно из-за неправильной маркировки и недействительных сертификатов.

В адрес России зазвучали обвинения в национализме, в препятствовании развитию торговли.

Трудно смириться нашим бывшим братским республикам с тем, что Россия не идет дорогой СССР. И вот еще доказательство.

Центральноазиатские государства и Турция видят в проекте “Один пояс-один путь” возможность зарабатывать на транзите грузов по своей территории. Константинополь в свое время называли “золотым мостом” между Азией и Европой.

Но и Россия также может зарабатывать на транзите грузов из Китая в Европу и обратно. Скоростная трасса М11 из Санкт-Петербурга в Москву построена. Идет строительство М12 в Екатеринбург. А дальше трасса пойдет в Китай. Решение принято в ноябре 2021.

дорога из Петербурга в Китай
дорога из Петербурга в Китай

И тут было два варианта. Самый короткий путь - через Северо-восточный Казахстан. Раньше так и было бы. А что, все в традициях Транссиба. Но так вел себя “колонизатор”. А сейчас у нашей страны свои интересы ближе к телу. Трасса будет на 1000 км длиннее, но пройдет по российской земле. Это и рабочие места, и развитие территорий. А то будет такая же головная боль, как с транзитной трубой газопровода через Украину.

Фото из открытых источников
Фото из открытых источников

Сухопутная дорога - «окно в Европу» через Россию соединит Китай с Финляндией, Швецией и другими европейскими странами.

Так что, каждый имеет право на выбор. Но и несет за это ответственность.

Многовекторная политика наших соседей - это попытка рассидеться на как минимум трех стульях. Ни США, ни Китай, ни Турция не откажутся от своих интересов в Центральной Азии. А что Россия? Думается, что ни к чему наступать все время на одни и те же грабли. В дружбу народов как то быстро позабыли наши южные соседи. А насильно мил не будешь.

А как думаете вы, уважаемые читатели?

Подписывайтесь на канал!