Очень часто мы слышим от родителей: Как долго мы сегодня делали домашнее задание, мой ребенок не успевает по нескольким предметам, как я устала ему объяснять, да почему ты ничего не понимаешь, у тебя опять двойки.
За этими словам родителей скрывается ряд проблем:
1.Задержка развития психических процессов: памяти, памяти, внимания, мышления;
2. Развитие речи не соответствует возрасту;
3. Снижение слуха;
4. Врожденные пороки лица;
5. Снижение зрения;
6. Нарушения опорно – двигательного аппарата;
7.Дети с расстройствами аутистического спектра;
8.Нарушения в эмоционально - волевой сфере.
Как же помочь ребенку имея различные проблемы со здоровьем?
При наличии медицинского заключения с выявленными нарушениями со стороны физического здоровья у детей в образовательных учреждениях необходимо создавать специальные условия для воспитания и обучения.
Для получения специальных условий законным представителям необходимо обратиться к психолого - медико - педагогическую комиссию для проведения комплексного диагностического обследования.
В своей деятельности психолого- медико –психологическая комиссия (далее – ПМПК) руководствуется современной нормативной и правовой базой.
Цель ПМПК – выявление детей и подростков с отклонениями в развитии, проведение комплексного диагностического обследования несовершеннолетних и разработка рекомендаций, направленных на определение специальных условий для получения ими образования и сопутствующего медицинского обслуживания.
Задачи ПМПК:
-комплексная, всесторонняя, динамическая диагностика резервных возможностей ребенка и нарушения его развития;
-определение специальных условий для получения образования несовершеннолетними;
- подбор проектирование и инициирование организации специальных условий обучения и воспитания;
-разработка и апробация индивидуально ориентированных методов диагностико –коррекционной работы с детьми, проходящими обследование, отражение в рекомендациях наиболее эффективных из этих методов с последующим отслеживанием динамики и уровня социальной адаптации.
Специальные условия включают в себя:
- использование специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания;
- специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов;
-специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования;
- предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь;
- предоставление услуг тьютора;
-проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий;
-обеспечение доступа в здания организаций, осуществляющих образовательную деятельность;
-другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ обучающимися с ОВЗ.
Родителю (законному представителю) предъявляется список необходимых документов:
-заявление от родителя на обследование в территориальной ПМПК
-копия паспорта или свидетельства о рождении ребенка;
-подробная выписка из истории развития ребенка (предоставляются с предъявлением оригинала или заверенной в установленном порядке копии);
- характеристика обучающего, выданная образовательной организацией
- рабочие тетради и результаты самостоятельной продуктивной деятельности ребенка в текущий учебный год;
-предыдущие заключения специалистов (при наличии).
Обследование проводится индивидуально каждым специалистом или несколькими специалистами одновременно, что определяется психолого- медико - педагогическими показаниями, исключающими возникновение психотравмирующих и неэтичных ситуаций. По результатам обследования каждый специалист составляет собственное заключение.
На основании заключений специалистов составляет итоговое заключение ПМПК, которое является документом, подтверждающим право ребенка на обеспечении специальных условий для получения им образования.
Заключение представляет собой обоснованием выводы о наличии у ребенка особенностей в физическом и (или) психическом развитии, отклонений в поведении, так и необходимость в организации специальных образовательных условий. Поэтому каждый специалист должен обращать внимание на те особенности физического и психического состояния ребенка, которые в итоге позволяют профессионально и адекватно определить образовательную программу и потребности в коррекционной работе.
В заключении отражается:
1. Определение образовательной программы. При отсутствии клинически значимых особенностей в физическом и психическом развитии ребенку рекомендуется основная образовательная программа дошкольного, начального, основного общего и среднего общего образования.
2. Адаптированную основную общеобразовательную программу (далее –АООП) определенного вида рекомендуют на основании имеющегося клинического нарушения. Вид АООП определяется в соответсвии с ФГОС НОО ОВЗ (для глухих, слабослышащих, позднооглохших, слепых, слабовидящих, с тяжелыми нарушениями речи, с нарушениями опорно – двигательного аппарата, с задержкой психического развития, с расстройствами аутистического спектра, со сложными дефектами).
Для уровня НОО выделены варианты, отражающие сложность рекомендуемой образовательной программы.
3. Если у ребенка нет перечисленных нарушений, а его ограниченные возможности здоровья обусловлены умственной отсталостью (интеллектуальные нарушения), он получает образование в соответствии с ФГОС О ОУ (ИН).
4. Форма обучения: очная, очно-заочное, заочное определяется с учетом пожеланий и с согласия родителей (законных представителей), состояния здоровья ребенка и других актуальных жизненных обстоятельств.
5. Рекомендуемый режим обучения устанавливается, исходя из актуального состояния ребенка (в первую очередь, его возможности соблюдать правила социализированного поведения, а также готовности к эмоциональному и коммуникативного взаимодействию со сверстниками) и медицинских рекомендаций.
Педагог -психолог Некрасова Ирина Васильевна
Психологическая служба МБОУ «ВОК»
Пермский край, г. Верещагино, ул. Октябрьская,65
8(34254)3-39-49
сайт: http://verkompleks.ru/
Заглядывайте к нам на официальную группу, там много интересного:
https://vk.com/club194103725