Здравствуй, дорогой читатель!
Бородинская битва не случайно является одним из самых значительных событий истории России. Её ждал Наполеон, рассчитывавший выиграть кампанию, разгромив русскую армию в генеральном сражении. Её ждали и русские, для которых каждая верста, пройденная на восток, отзывалась болью в сердце за оставляемую под сапогом французов родную землю.
Сражение отличалось неимоверным напряжением сил обеих армий, стало источником многих историй о мужестве и храбрости, и стоило жизни более 80 тыс. солдат и офицеров, в числе которых оказался и наш герой.
Отец Александра Кутайсова был камердинером Павла I, которому император во время своего недолгого правления обеспечил стремительную карьеру: за 1799 год Иван Кутайсов получил баронское и графское достоинство, а также высшие степени ряда орденов Российской империи.
Будучи выходцем из пусть и новоиспеченного, но знатного семейства, Александр Кутайсов, как и многие дворяне той поры, был зачислен на воинскую службу еще в детстве. Действительно же служить начал в 15-летнем возрасте, в чине полковника гвардейской конной артиллерии.
Несмотря на юный возраст и высокое звание, Александр Иванович не поддался соблазнам образа жизни тогдашней "золотой молодежи", он был из тех, кто тщательно изучал военное дело и старался соответствовать своему положению. Служба Кутайсова открывала перед ним значительные перспективы: сначала он был адъютантом Аракчеева, затем генерала Корсакова.
Первой войной молодого артиллериста стала кампания 1805 года, однако поучаствовать в настоящем бою ему не довелось. 2-й артиллерийский полк, в котором служил Кутайсов, на два дня опоздал к Аустерлицкому сражению. В следующей же войне, развернувшейся в Восточной Пруссии в 1806-1807 гг., Кутайсов принял самое деятельное участие.
В битве при Прейсиш-Эйлау французам удалось оттеснить левый фланг русского построения, возникла угроза прорыва неприятеля в тылы нашей армии. Избежать этого удалось благодаря своевременно подоспевшим трем конноартиллерийским ротам, которые были направлены Кутайсовым.
Хорошо себя проявил тогда уже генерал-майор и в сражении под Фридландом. Там Кутайсов командовал всей артиллерией правого фланга, успешно подавлял огнем французские батареи. Когда же стало ясно, что сражение проиграно, он организованно отвел свои части за реку Алле.
В 1810 г. Александр Иванович отправился в отпуск в Австрию и Францию, где на протяжении года посещал лекции в университетах, изучал баллистику и фортификацию. Результатом теоретической работы молодого офицера стал труд "Общие правила для артиллерии в полевом сражении", написанный им перед началом Отечественной войны 1812 года.
После нападения французов Кутайсов был назначен командующим артиллерией 1-й армии Барклая-де-Толли, лично руководил своими солдатами в арьергардных боях, отличился при Островно и Смоленске, его артиллеристы не раз останавливали врага.
На Бородинском поле Александр Иванович получил под свое командование всю русскую артиллерию, в которой русская армия превосходила французскую, и наше командование надеялось использовать этот козырь.
Перед боем Кутайсов отдал все необходимые распоряжения подчиненным, его приказ артиллеристы выполнили в тот день до конца: «Подтвердить от меня во всех ротах, чтобы они с позиций не снимались, пока неприятель не сядет верхом на пушки. Сказать командирам и всем офицерам, что отважно держась на самом близком картечном выстреле, можно только достигнуть того, что неприятелю не уступить ни шагу нашей позиции. Артиллерия должна жертвовать собою; пусть возьмут вас с орудиями, но последний картечный выстрел выпустите в упор...".
Во время сражения граф лично объезжал позиции и принимал командование на самых сложных участках. Одним из таких была батарея Раевского. С 9 часов утра 7 сентября французы предпринимали атаку за атакой на курган в центре русских позиций, где держал оборону 7-й корпус Николая Николаевича Раевского.
Первый штурм батареи был отбит артиллерийским огнем, но практически сразу же вице-король Италии Евгений Богарне, командовавший 4-м корпусом, предпринял новую отчаянную атаку, в ходе которой солдаты бригадного генерала Бонами ворвались на позиции русских артиллеристов.
Кутайсов вместе с Ермоловым следовали на левый фланг, где гремел жестокий бой за Багратионовы флеши, однако в злополучный момент атаки французов на Курганную батарею именно они оказались к ней ближе всего. Генералы лично возглавили контратаку Уфимского пехотного и 18-го егерского полка, в завязавшемся штыковом бою французы были отброшены с огромными потерями: был взят в плен генерал Бонами, а из его полка в строю осталось около 300 человек.
Эта атака стоила жизни Александру Ивановичу Кутайсову. На батарее Раевского его бойцы покроют себя славой, на кургане падет не одна тысяча французов, в том числе и офицеров в высоких чинах, таких, как генерал Огюст Коленкур и генерал Монбрен.
Командование артиллерией при Бородине взял на себя не менее достойный и храбрый генерал Костенецкий (почитать о нем можно тут), который тоже участвовал в рукопашных схватках и сражал наземь вражеских кавалеристов орудийным банником.
Кутайсов же несомненно являлся перспективным офицером, талант которого мог бы еще не раз проявиться на полях сражений XIX века. Тело его так и не было найдено на Бородинском поле.
Подписывайтесь на канал, если статья была интересной!
Читайте также: