Снежной эта зима выдалась. И в январе, и в феврале, и даже в марте многие причитали, да кричали: «Караул! Завалило»! Для них, как всегда, зима со снегом пришла нежданно-негаданно и стала очень большой проблемой. Старожилы же недоумевают: «Да разве это снег – так себе припорошило. Вот раньше бывалоча так навалит – заметёт так, что окна изб приходилось откапывать для прохода солнечного света. А идущий по дороге транспорт местами и вовсе было не видно, как человека в армейском окопе. Вот как случалось! А сейчас чуть что – плачут. Изнежились»!
С начала весны все стали ждать серьёзного половодья. Чиновники на заседаниях рапортуют: «Сделано это, сделано то! Места возможных подтоплений определены»! И случилось оно – половодье это. Подтопило некоторые сёла, залило пойменные луга. Многим людям большая вода доставила немало хлопот…
На краю высокого яра, во время ледохода на реке Суре, вечером 13 апреля, Кадышевский крестьянин Иваныч в шапке-ушанке, большущих болотных сапогах и меховой куртке философствовал: «Лёд тронулся. Интересно, там Стреличку* не забило? Да-а, год будет трудный… По предсказаниям… Нам главное чтоб было всё хорошо, чтоб в лугах вода была, рыба…» Буквально в нескольких сантиметрах от его ног, с треском рвущихся травяных корневищ, от яра оторвалась большущая землянисто-глинистая глыба весом тонны полторы и с шумом грохнулась в крошево из воды и мелкого льда, создав широкий веер мутных брызг. Так и не закончив мысль, Иваныч еле успел удачно отскочить назад и, облегчённо выдохнув, воскликнул: «Вовк! Ё…»!!!... Далее последовал объёмный речевой оборот с элементами диалекта понятного только коренным Россиянам. Да, славен и необъятен всё-таки наш могучий Русский язык! Ни одному народу мира не досталось такого богатства. А у нас есть! Ещё совсем чуть-чуть и обвал увлёк бы крестьянина в ледяную пучину, но всё обошлось. Иваныч чудесным образом избежал падения в ледяную воду, остался цел - невредим. Но переживал он своё спасение недолго.
Движение на реке нарастало. Льдины двигались плотно, напоминая людскую толкотню в общественном транспорте в час пик. Дыбились льды, крошились. Гонимые скорым течением, шипя, разрушаясь, толкаясь, наползая друг на друга и на берега, они спешили как можно быстрее уйти вниз по течению, чтобы где-то там растаять, раствориться в вечности. Вместе с ними плыли вырванные с корнем деревья, кусты тальника, похожие на спрутов-гигантов с корнями-щупальцами коряги. Одна большая, с футбольное поле, серая с проталинами льдина под натиском других, более мелких, трепетала частой волнистой дрожью. Недолго ей осталось сдерживать натиск. В сотнях ледовых оранжевых от прохладного весеннего заката окнах вода кипит, словно расплавленное золото, кроша и вспучивая миллионы прозрачных и побуревших на весеннем солнце кристаллов. Могучей силе реки сложно противостоять. Картина ледохода просто завораживает – настолько это событие грандиозно.
- Ещё лет сорок-пятьдесят назад лёд на Суре был толстым – в метр, - окончательно успокоившись после чуть не произошедшего с ним ЧП, вспоминал свои молодые годы Иваныч. – Помню как бурные потоки талой воды, идущей с гор, полей, лугов, лесов дружно поднимали этот монолит. Он трогался и ломаясь гулко грохал, словно орудийные залпы, на всю округу. В ледоход почти все жители села – и стар, и млад, стояли на берегу, смотрели на вскрывающуюся после зимнего затишья реку. Были и большие, перегораживающие русло Суры, заторы. Молодёжь в затонах каталась на льдинах, отталкиваясь от дна длинными палками. Ох и попадало им дома от родителей за это рисковое развлечение. Всё равно катались. Плавали то бишь.
А воды сколько было – смотришь с гор на луга, а они как море настоящее. На многие километры вода и вода, только одинокие деревья да кусты иногда из неё торчат. Для наших пойменных озёр бурное половодье большое благо – талой водой всегда из них уносило много ненужной растительности. А сколько в них заходило рыбы. Очень много. Местные рыбаки по большой воде добывали немало налимов, окуней, ершей. Хватало всем, не то, что нынче. Безрыбье. Немало и хлопот доставлял людям паводок. У многих в селе бани с огородов уносило, буд-то это спичечный коробок.. Сейчас такого давно нет. Зимы-то не те. Не те… Но и нынче разлив будет, хотя и не такой серьёзный - твёрдо заключил Иваныч.
Лёд шёл часа три-четыре. Постепенно стихло монотонное ледяное шипение, чем-то напоминающее собой шелест листвы в лесу при добром ветре, разбавленным упругим дождём. По чистой воде плыли одинокие льдины и льдинки. В бурном потоке они неуклюже поворачивались, точно осматриваясь по сторонам – что здесь останется после нас? Вокруг них и других местах реки, словно сказочные подводные вулканы выталкивали? на поверхность, чего-то шепчущие друг другу, бурлящие потоки воды. Разноразмерные точёные вихри- воронки-волчки, как бы пытаясь достать до дна, с клокотанием и захлёбываясь сверлили собой мутно-серую водную толщу, но прожив совсем немного бесследно исчезали, а их место тут же занимали воронки новые.
На обоих берегах ледоход оставил много причудливых льдин. Одни напоминали сказочные дома и старинные парусники, другие какие-то неизвестные человечеству геометрические фигуры.
Вся эта чудная, грандиозная картина сопровождалась редкой красоты закатом. Густой тёмно-оранжевый художник-закат своей удивительной космической палитрой, множеством играющих на позднем вечернем солнце бликов подкрашивал лёд. Торчащие вертикально и под углом раскрытые вееры рассыпавшихся ледяных кристаллов напоминали рвущиеся из-под земли искрящие золотом языки пламени. Ещё они, догорали рубиновым, синим, зелёным светом. Где можно на земле такое увидеть!
Провожая последний лёд, над Сурой, плавно качая своими размашистыми крыльями, в сторону тонущей в сосновом бору гигантской оранжевой солнечной сферы, пролетели три белых лебедя. Чтобы мы услышали их голоса, птицам пришлось преодолеть тысячи километров, миновать несколько стран, не обращая внимания на какие-то там границы. Своим криком они ещё раз напомнили нам, людям – весна у нас сейчас полноправная хозяйка…!!!
После ледохода на луга и огороды села пошла вода. На следующий день окрестности Суры напоминали большое море. Лишь кое-где из воды показывалась земля, заросли кустов, деревья. Половодье постепенно проходит и люди теперь надеются на щедрый урожай лугового сена…
*Стреличка – название небольшого затона на реке Суре в черте села Кадышево Ульяновской области, излюбленное место рыбалки местных жителей.