Регулярно появляющиеся новые законопроекты бывают не только репрессивными. Иногда еще и просто откровенно неудачными. «Зеленая» повестка взята на вооружение теперь и нашим государством: к внесению в Думу планируется законопроект, призванный сократить вредные отходы и сделать производство более экологичным. Наконец-то? Не все так просто.
Речь идет о внесении пакета изменений в Федеральные Законы «Об отходах производства и потребления» и «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации». Инициатор законопроекта – Минприроды. А начать действовать он должен был уже с 2022 года. Впрочем, сейчас предполагаемые поправки ушли на доработку из-за многочисленной критики со стороны других ведомств. А пока законопроект еще не принят, разберемся – что с ним не так?
Для начала: что представляет собой инициатива Минприроды?
Главное предложение законопроекта – обязать производителей и импортеров “обеспечивать утилизацию отходов от использования их товаров” (в первую очередь, упаковки, в которых находится продукция). Перечень видов отходов, на которые будет распространяться обязанность по утилизации, пока еще не готов. Нормативы же утилизации будут устанавливаться в процентах от общего количества товаров и ежегодно увеличиваться не менее чем на 10%. Изначально предполагалось сразу установить норматив в 100%, но в ходе доработок авторы стали менее категоричными. Предварительно все производители и импортеры, чьи товары попадут в перечень, будут обязаны регистрироваться в системе учета отходов и заносить туда информацию обо всей продукции. Иначе реализация товара будет ограничена. Завершение этого бюрократического цикла – отчетность об утилизации: раз в полгода для крупного бизнеса и раз в год для малого и среднего.
Впрочем, от самостоятельной утилизации товара можно отказаться. В таком случае производители и импортеры будут обязаны выплачивать экологический сбор. Его размер пока что не определен. Ставка для каждого субъекта крупного предпринимательства будет определяться путем умножения базовой ставки на коэффициент, учитывающий экологические характеристики товара и его упаковки. Малый и средний бизнес с незначительным объемом производства может рассчитывать на фиксированную ставку экологического сбора.
Главный вопрос к этому законопроекту – а в чем цель? Позаботиться об экологии или ударить по бизнесу, положение которого в условиях пандемии и вечных ковидных ограничений, мягко говоря, неустойчивое? Утилизация и переработка отходов – это отлично. Но совсем не ясно, каким образом производитель сможет следить за судьбой уже реализованных товаров. Авторы законопроекта предлагают либо самостоятельно создавать инфраструктуру для сбора и утилизации отходов, либо заключать контракты с соответствующими предприятиями. Тем не менее не помогают даже такие пояснения.
К чему может привести принятие этих поправок? В первую очередь, к повышению цен на товары. Уплата экологического сбора, как и самостоятельная утилизация, создадут дополнительные издержки для производителей. При этом, вероятно, достаточно большие. И, как это обычно и бывает, покрывать их придется потребителям. Возможно также и сокращение товарооборота. И все это, напомним, во время вызванного карантинной политикой экономического кризиса.
Несмотря на то, что малый и средний бизнес, казалось бы, законопроект затрагивает в меньшей степени, ударит по нему он в первую очередь. Крупному бизнесу, который в России зачастую оказывается связанным с государством, намного проще обойти ограничения, также он имеет больше ресурсов для «безболезненного» выполнения требований. А вот вероятность того, что небольшие компании будут вынуждены закрываться, очень велика.
Забота об экологии – это хорошо. Но не все «зеленые» законы оказываются такими. Иногда они скорее опасны.
София Конецкая