Приветствуем Вас, дорогие друзья!
Сегодня мы решили немного рассказать о том, что же происходит с рынком поддержанных автомобилей. Все написанное ниже, является нашим субъективным мнением, которое вполне может и не сойтись с Вашим или чьим то еще.
Кстати, для тех кому лень читать, а статья получилась достаточно большой - у нас есть вся та же информация в формате видео!
Поехали!
Мы постоянно слышим сейчас – «да что за цены такие», «да откуда вы их берете», «поддержанная машина не может столько стоить», ну и так далее. И в какой то мере можно понять людей, которые так говорят, потому что на рынке поддержанных автомобилей сейчас настоящая вакханалия. Цены идут вверх, машин мало, хороших машин еще меньше, а еще всякие перекупы и так далее.
В целом если посмотреть на всю ситуацию, то выглядит она следующим образом:
- Объем предложений по поддержанным машинам становится все меньше.
- Спрос постоянно растет.
- Часть машин это откровенный хлам, который покупать не стоит ни при каких обстоятельствах.
- А еще часть это различные мошенники и перекупы.
- В массовом сегменте достаточно существенную долю занимают машины из под такси и каршеринга.
- И где то в оставшейся части, как раз те самые предложения, которые действительно достойны внимания.
И теперь добавьте к этой чудесной смеси любовь нашего народа к таким важнейшим параметрам как:
1. Не более одного владельца, желательно дедушка, который раз в год на ней ездил на дачу и два раза в год к официальному дилеру, чтобы сделать ТО, хранил в теплом отапливаемом гараже, протирал с нее пыль.
2. Пробег до 100 тысяч километров, даже если машине стукнуло далеко за 10 лет.
3. Чтобы ни одного окраса, даже сколов чтобы не было.
4. Желательно по цене ниже всех предложений на рынке ну хотя бы процентов на 20, а лучше вообще в 2 раза дешевле.
И что получится на выходе? Правильно – Российский рынок поддержанных автомобилей.
Ну а теперь давайте разберемся в том, кто виноват и что делать. И если с первым все более или менее понятно – пора просто привыкнуть к этой ситуации и принять новую реальность. То вот кто, а точнее, что к этой ситуации привело – тема чуть более сложная и сейчас мы попробуем в ней разобраться!
Вообще на первый взгляд все очевидно – выросли цены на новые машины, люди стали больше присматриваться к поддержанным, а как известно – растет спрос – растут цены. Но на наш взгляд все немного сложнее, потому что кроме выросшего спроса, существует еще упавшее количество предложений. И вот основные факторы, которые повлияли на это:
- Выросшие цены на новые машины и повышенный спрос на них.
- Отказ от смены автомобиля и как следствие увеличение срока эксплуатации.
- Снижение продаж новых автомобилей.
- Экономия на содержании автомобиля.
Если вам не интересны подробности по каждому из этих пунктов, то можно пролистать ближе к концу и послушать выводы. Ну а кому интересно – милости просим.
1. Выросшие цены на новые машины и повышенный спрос на них.
При сильно выросших ценах на новые автомобили, многие, кто привык менять машины раз в определенный промежуток времени, теперь просто не могут себе позволить их покупку даже в кредит. Часть этих людей отходит от принципа «покупать только новое» и решает присмотреться к свежим поддержанным автомобилям.
Причем дефицит новых машин создал парадоксальную ситуацию – некоторые машины которые только куплены можно продать даже дороже, чем они куплены. Потому что машин нет, дополнительное оборудование и все вот это вот.
Во вторых, вспомним традиционное российское развлечение – совершать дорогие покупки, в любой ситуации, когда кажется, что завтра все подорожает. И машины как раз входят в список таких покупок! А уж когда они УЖЕ дорожают, так тут вообще все начинают сходить с ума.
Но вот купить новую могут не все, а купить то срочно надо. Что им делать? Правильно покупать Б/У. И снова рынок начинает разогреваться.
Ну и в целом, когда новые машины дорожают - они тянут за собой цены на поддержанные машины. Сначала на свежие года. Затем эта тенденция доходит до всего рынка.
2. Из этой цепочки выходит еще один фактор, который влияет на рынок б/у автомобилей в России.
Точнее даже целых два взаимосвязанных фактора - отказ от смены автомобиля и, как следствие, увеличение срока эксплуатации. В былые времена люди ездили до трех лет, потом старались поменять машину на новую, когда с финансами стало хуже, этот срок начал смещаться, постепенно сдвигаясь к пяти годам.
В какой-то момент люди просто отказываются от идеи сменить машину и откладывают эту ее до лучших времен, например, когда ажиотаж пройдет или, когда получится подкопить больше денег. Таким образом машины, которые можно было бы рассматривать просто не попадают в продажу и тем самым снижают количество предложений.
Кстати если посмотреть статистику, то средний срок владения автомобилем неуклонно растет, начиная с 2009 года. И особенно сильный рост был 18-19 годах.
3. Снижение продаж новых автомобилей:
Следующий фактор, который привел к нынешней ситуации на рынке это объемы продаж новых автомобилей. Поэтому обратимся к статистике, которая ведется с 2006 года. Цифры для простоты мы немного округлили, для простоты
2006 год – практически 1,9 млн. шт.
2007 год – 2,5 млн. шт.
2008 год – 2,9 млн. шт.
Далее провал 2009 – чуть менее 1,5 млн. шт.
2010 -1,9 млн. шт.
В 2011 продажи вернулись к отметке 2,6 млн. шт.
2012 –2,9 млн. шт.
2013 год – 2,7 млн. шт.
2014 – почти 2,5 млн. шт.
И наконец, интересующий нас период времени, который отчасти и виновен в нынешней ситуации. Машины достаточно резко выросли в цене благодаря курсу доллара и продажи заметно упали.
2015 – 1,6 млн. шт.
2016 – 1,4 млн. шт.
2017 – почти 1,6 млн. шт.
2018 – 1,8 млн. шт.
2019 – 1,7 млн. шт.
2020 – почти 1,6 млн. шт.
И казалось бы – вроде продажи новых машин начиная с 2015 достаточно стабильны, и откуда взяться недостатку предложений? А вот в том то и дело, что продажи машин по их возрастным критериям не равномерны. Например, машины в возрасте от приближающемся к 10 годам или даже более возрастные авто, покупают больше, чем 7- ми, 5- ти ну и тем более двух трех летние. Конечно тут еще многое зависит от региона, но все же.
И вот тот провал, который произошел в 2015 году начинает понемногу вылезать – так как они как раз переходят в категорию более доступных вариантов, относительно конечно более свежих машин. И естественно начинают пользоваться все большим спросом. В общем и целом, будем считать, то что новых машин было продано меньше и соответственно и поддержанных машин на рынке так же меньше – неоспоримым фактом.
А еще стоит учесть, что в общем объеме продаж учтены ВСЕ продажи новых машин. А значит и те машины, которые покупались в такси и каршеринги, а не мало. Например, как то при общении с сотрудником одного из дилерских центров, тот сказал, что около 70% проданных им солярисов шли именно в такси, кстати с элантрой, рио, оптимой ситуация похожая. Там так же в такси ушла достаточно большая доля проданных автомобилей. А брать машину из под такси не каждый согласиться, скорее большинство откажется от такой покупки, поэтому эту часть рынка б/у стоит вычесть, что еще сильнее уменьшит количество предложений.
4. Экономия на содержании автомобиля.
Один из достаточно субъективных факторов, который основан исключительно на двух вещах. Первое – это статистика сервиса моего хорошего знакомого, который пришел к выводу, что люди стали экономить на обслуживании машин, делая только то, что нужно срочно, остальные же работы переносятся на «когда-то потом». При этом если за техническим состоянием еще как-то следят, то за внешним видом или за салоном ухаживают меньше.
Второе – личные наблюдения. По машинам, которые приходилось осматривать у меня сложилось точно такое же мнение. Люди стараются тратить меньше, просто поддерживая машину в рабочем состоянии. Конечно так делают не все, но таких машин стало больше.
Как вы понимаете такие машины явно пользуются меньшим спросом, чем более качественно обслуженные и ухоженные экземпляры. Ведь современный покупатель хочет машину купить и ездить и совершенно не согласен покупать машину, в которой что-либо нужно делать – одним словом все хотят идеальный автомобиль сразу, здесь и сейчас, а машин таких на рынке не так много.
К слову именно этим пользуются перекупы – подшаманил и конфетка, а не тачка.
Так что же мы имеем в итоге.
В итоге все просто, поддержанных машин за счет всех этих факторов на рынке не так уж много, действительно хорошие экземпляры люди стали продавать очень редко, так как они просто не имеют возможности взять что-то лучше, а менять машину на плюс-минус такую же готовы не все. Многие в принципе стали продавать машину уже в том случае, когда отчетливо понимают, что скоро придется в нее вкладывать и возможно не мало, а потому проще возложить эту священную обязанность на следующего владельца. Плюс засилье перекупов, восстановленных после ДТП машин, машин из под такси, каршеринга и тд – и ВОТ на рынке практически нет предложений, а те что есть разлетаются моментально даже по очень завышенным ценам.
Вопрос в том когда это закончится?
На самом деле, мы думаем, что не так уж скоро. Конечно, ажиотажный спрос, скорее всего, в ближайшем будущем спадет, но чтобы начали падать цены нужно чтобы на рынке было больше хороших предложений, а взяться им пока особо неоткуда, потому что 2021 год по продажам новых автомобилей не сильно лучше чем двадцатый, во всяком случае, на сегодняшний день. Предпосылок для стремительного роста доходов населения тоже на ближайшие годы нет, а это значит лишь одно – не стоит ожидать какого-то нереального роста продаж новых машин, так как людям их покупать неначто. А это значит, что длительность срока владения автомобилем будет неуклонно расти, ну или как минимум кардинально не уменьшится. Пошлины тоже отменят вряд ли. Да и ухаживать более тщательно за машинами вряд ли начнут…
Ну а таксопарки как пополнялись, так и будут пополняться, здесь все и так понятно.
Ну в общем вы поняли в ближайшие годы поддержанные машины вряд ли сильно подешевеют и вряд ли на рынке вдруг неожиданно появиться неимоверная куча хороших автомобилей, которые легко будет купить. Все будет так же, хорошие предложения, если у них будет низкая цена, будут пытаться перехватить перекупы и подборщики, одним словом те, кто ежесекундно мониторит все доски объявлений. Все в общем так же, как и сейчас, разве что только без бешеного ажиотажного спроса.