Может ли текст иметь глубокое или интересное идейно-смысловое содержание и занимать более важную позицию, чем музыка?
В прошлый раз мы разобрались, какое значение имеет звучание текста для песен и поразмышляли над тем, в каких песнях текст может почти полностью растворяться в музыке, а его идейное содержание имеет второстепенное значение. Если не читали, то она ждет вас здесь: «Есть ли смысл в текстах современных песен? Часть 1».
На этот раз порассуждаем о случаях, когда текст важнее музыки. То есть он несет на себе больше смысловой нагрузки и, не вникнув в его смысл, мы упустим что-то важное. Это могут быть песни-истории или песни, поднимающие острые социальные проблемы. Но не нужно думать, что музыка в данном случае вообще не имеет значения. Она просто чуть менее важна, чем текст.
Например, почти каждая песня группы «Король и шут» - это полноценная история. Представьте, что слушаете сказку, но не понимаете ни единого слова. Получите вы удовольствие от нее? Почему бы и нет, ведь вы можете насладиться голосом рассказчика. Но, согласитесь, если мы понимаем, о чем эта сказка, удовольствия мы получим больше, да и научиться сможем чему-нибудь полезному (дом из кирпичей прочнее и надежнее домика из соломы). Так и с песнями «Короля и шута». Сюжетность текста – их особенность. По сути, здесь мы имеем дело не с лирической песней, а с романтической (не в смысле любовной) балладой. «Романтические баллады - сюжетное стихотворение, построенное на фантастическом, фольклорном, легендарно-историческом, бытовом материале, с мрачным, таинственным колоритом» [Большой энциклопедический словарь].
О первостепенном значении текста у «Короля и шута» может говорить тот факт, что в некоторых песнях («Некромант», «Жаль нет ружья») есть фрагменты без музыки. А альбом «Страшные сказки» вообще представляет собой компиляцию народных сказок, сказок братьев Гримм и песен группы, которые «сюжетно вплетаются в постановку» (так сказано на сайте группы). Таким образом, именно текстовый сюжет главенствует. Несут ли эти тексты «глубокий философский» смысл? Думаю, нужно разбираться с каждым из них в отдельности. Остановимся на песне «Некромант».
Герой мучается и страдает от одиночества и окружающей его злобы. Его ненавидят, над ним издеваются просто по той причине, что он не такой, как все. В итоге некромант пропитывается этой злобой и насылает проклятие на обидчиков, теперь и они страдают. Но герою не становится легче, он по-прежнему ощущает себя несчастным, одиноким и потерянным. «Король и шут», получается, пели песни о толерантности еще в 2002 году, когда вопрос так остро не стоял. Более того, они в той же самой песне говорили о том, что злоба порождает еще большую злобу, и в итоге пострадают все. И в то же время, это история человека, который ищет себя: сначала некромант никому ничего плохого не делает, но потом насылает проклятие. Может быть, дело не только во взаимоотношениях с обществом, но и в попытке понять свою сущность? А еще эта песня - просто страшная сказка о некроманте.
Другой пример – социальные тексты. К ним относится песня «Россия для грустных» группы «Порнофильмы».
Если лишить эту песню слов, заменить их вокализом, то мы не сможем понять посыл.
Да, слушатель почувствует, что музыка бодрая, а вокалист явно что-то доказывает своим бессловесным пением, но что именно? Может быть, просто мотивирует заняться спортом? Для донесения идеи текст здесь необходим.
Также текст важнее музыки в рэп-поэзии. Конечно, не вся она подходит под эту категорию. Но достаточно большая ее часть.
Мне доводилось заниматься анализом некоторых рэп-текстов, и я не могла не заметить, что по сравнению с обычной поп-музыкой слов в рэпе больше в несколько раз (конкретные подсчеты в тот момент я не додумалась сделать). Это уже говорит, что для данного музыкального жанра текст очень важен.
Часто в рэпе стихи исполняются под максимально простую ритмичную музыку, точнее под бит. Музыка здесь просто фон. Главное донести мысль, свою идею словами. Тексты могут быть о чем угодно: о любви, о социальной повестке, о депрессии и тоске. Но эти стихи изобилуют метафорами, эпитетами, интереснейшими рядами рифмы, встречаются отсылки к произведениям мировой литературы, интертекст и прочее, и прочее. «Закрытый космос» группы «Каста», «Все как у людей», «В темноте», «Выдыхай» Нойза МС, «Город под подошвой» Оксимирона (по предложенным примерам сразу видно, кого автор статьи слушает больше 😊) – все эти тексты не являются бессмысленным набором слов или языковых клише. Работа со словом в них потрясающая.
Приведу небольшие примеры (ими богатство текста не исчерпывается). «Закрытый космос» Касты и «Выдыхай» Нойза МС предлагают нам развернутые метафоры. В первой песне контакт двух людей сравнивается с посадкой космического корабля на планету:
…Ты будто бы планета из моих Звёздных войн,
Я постоянно борюсь с твоим магнитным полем.
Ты так опасно близка на моих радарах,
Что весь мой арсенал уже готов к ударам…
…И только в твою сторону кивает компас,
Я медленно дрейфую сквозь открытый космос.
Выбирая твой плен среди других планет,
Ведь сопротивляться самому себе смысла нет...
В «Выдыхай» Нойза лирический герой сравнивается с сигаретой:
Затянись мною в последний раз,
Ткни меня мордой в стекло,
Дави меня, туши мою страсть -
Буду дымить назло...
Боль на фильтре грязным бурым пятном -
Все, что мне от тебя останется.
Урна - мой будущий дом,
И вряд ли мне там понравится…
Выдыхай скорей
Мою душу наружу, ей тесно,
В твоих легких так мало места...
В песнях «Все как у людей» и «В темноте» Нойз использует интертекстуальность, отсылая нас в первом случае к песням «Гражданской обороны» (это даже в названии отражено), а во втором - к поэзии Бродского. В первом случае Нойз дискутирует с Летовым, говоря, что «Лед под ногами майора ломается… Майор не утонет, майор в батискафе», в то время как у «Гражданской обороны» в песне «Мы – лед»: «Майор их передушит всех подряд, он идет, Он гремит сапогами, но упал – гололед, И мы - лед под ногами майора!» А песня «В темноте» - это гармоничное переплетение цитат из Бродского и собственного сочинения Нойза:
Я сижу у окна. Я помыл посуду.
Я был счастлив здесь, и уже не буду.
Досрочно освобождённый от самых близких,
Условно приговорённый к самоубийству.
Первые две строчки - цитата.
У Оксимирона посмотрим на рифму в первых двух строках «Города под подошвой»:
Дон ли, Волга ли течёт. Котомку - на плечо
Боль в груди - там тайничок, открытый фомкой, не ключом
Обратим внимание, что зарифмованы не только концы строк, но с ними же и середины.
Упомянутые выше тексты отличаются не только «средствами выразительности», но и своим интересным посылом.
«Закрытый космос» посвящен сложности взаимоотношений между мужчиной и женщиной. В песне отражаются проблемы социального давления, неуверенности в себе, стигматизации, и прочие трудности, с которыми может столкнуться влюбленная пара. Отмечу, что это не абстрактные страдания по типу: мне плохо без тебя, хочу быть рядом. Это размышление, перед нами разворачивается настоящий внутренний конфликт, и в то же время нам показывают работу мысли, показывают, как человек принимает решение в сложной ситуации.
«Все как у людей» поднимает проблемы современного общества, но этим не ограничивается. Песня показывает нам неоднородность человеческой души и человеческого общества: обычная жизнь переплетена с произволом властей, мир полон абсурда и страха, но однозначно верного решения проблем нет. Ведь и в словах приспособленцев есть доля истины:
Но ты давай вон спроси у своих детей,
Где их папа нужней: в сводках новостей,
Чтоб ноги об него вытирать по телику,
Или в коридоре, чтоб сиденье поднять у велика?
А рефрен-цитата «Все как у людей» несет в себе множество смыслов это и ирония: абсурдное, нелогичное поведение - как у людей, жестокость - как у людей, несправедливость - как у людей. Нойз высмеивает нашу «человечность», «гуманизм», «толерантность». Нет, у людей в песне ничего подобного. Фраза, «все как у людей» означает «как у всех», «обычно». То есть ужасы мира песни – совершенно обычное явление, которое большинство воспринимает как норму. Этими смыслами песня не исчерпывается.
Надеюсь, смогла доказать, что существуют песни, в которых текст обладает интересным смыслом, равноправен с музыкой или даже важнее ее. Если не убедила, опишите свою точку зрения в комментариях.
В следующей статье мы рассмотрим неоднозначные случаи, которые, как мне кажется, в зависимости от восприятия можно отнести как к первой группе (текст без смысла, музыка важнее), так и ко второй, которую мы рассмотрели только что. Прочитать ее можно здесь: Есть ли смысл в текстах современных песен? Часть 3.
#Король и шут #песни #смысл песни #группапорнофильмы #Нойзмс #искусство #стиховедение #музыка #культура #анализ текста