Найти в Дзене
Мысли о Смысле

Есть ли смысл в текстах современных песен? Часть 2. «Король и шут», «Порнофильмы», Нойз МС

Может ли текст иметь глубокое или интересное идейно-смысловое содержание и занимать более важную позицию, чем музыка?

В прошлый раз мы разобрались, какое значение имеет звучание текста для песен и поразмышляли над тем, в каких песнях текст может почти полностью растворяться в музыке, а его идейное содержание имеет второстепенное значение. Если не читали, то она ждет вас здесь: «Есть ли смысл в текстах современных песен? Часть 1».

На этот раз порассуждаем о случаях, когда текст важнее музыки. То есть он несет на себе больше смысловой нагрузки и, не вникнув в его смысл, мы упустим что-то важное. Это могут быть песни-истории или песни, поднимающие острые социальные проблемы. Но не нужно думать, что музыка в данном случае вообще не имеет значения. Она просто чуть менее важна, чем текст.

Например, почти каждая песня группы «Король и шут» - это полноценная история. Представьте, что слушаете сказку, но не понимаете ни единого слова. Получите вы удовольствие от нее? Почему бы и нет, ведь вы можете насладиться голосом рассказчика. Но, согласитесь, если мы понимаем, о чем эта сказка, удовольствия мы получим больше, да и научиться сможем чему-нибудь полезному (дом из кирпичей прочнее и надежнее домика из соломы). Так и с песнями «Короля и шута». Сюжетность текста – их особенность. По сути, здесь мы имеем дело не с лирической песней, а с романтической (не в смысле любовной) балладой. «Романтические баллады - сюжетное стихотворение, построенное на фантастическом, фольклорном, легендарно-историческом, бытовом материале, с мрачным, таинственным колоритом» [Большой энциклопедический словарь].

Группа "Король и шут"
Группа "Король и шут"

О первостепенном значении текста у «Короля и шута» может говорить тот факт, что в некоторых песнях («Некромант», «Жаль нет ружья») есть фрагменты без музыки. А альбом «Страшные сказки» вообще представляет собой компиляцию народных сказок, сказок братьев Гримм и песен группы, которые «сюжетно вплетаются в постановку» (так сказано на сайте группы). Таким образом, именно текстовый сюжет главенствует. Несут ли эти тексты «глубокий философский» смысл? Думаю, нужно разбираться с каждым из них в отдельности. Остановимся на песне «Некромант».

Герой мучается и страдает от одиночества и окружающей его злобы. Его ненавидят, над ним издеваются просто по той причине, что он не такой, как все. В итоге некромант пропитывается этой злобой и насылает проклятие на обидчиков, теперь и они страдают. Но герою не становится легче, он по-прежнему ощущает себя несчастным, одиноким и потерянным. «Король и шут», получается, пели песни о толерантности еще в 2002 году, когда вопрос так остро не стоял. Более того, они в той же самой песне говорили о том, что злоба порождает еще большую злобу, и в итоге пострадают все. И в то же время, это история человека, который ищет себя: сначала некромант никому ничего плохого не делает, но потом насылает проклятие. Может быть, дело не только во взаимоотношениях с обществом, но и в попытке понять свою сущность? А еще эта песня - просто страшная сказка о некроманте.

Другой пример – социальные тексты. К ним относится песня «Россия для грустных» группы «Порнофильмы».

Группа "Порнофильмы"
Группа "Порнофильмы"

Если лишить эту песню слов, заменить их вокализом, то мы не сможем понять посыл.

Да, слушатель почувствует, что музыка бодрая, а вокалист явно что-то доказывает своим бессловесным пением, но что именно? Может быть, просто мотивирует заняться спортом? Для донесения идеи текст здесь необходим.

Также текст важнее музыки в рэп-поэзии. Конечно, не вся она подходит под эту категорию. Но достаточно большая ее часть.

Мне доводилось заниматься анализом некоторых рэп-текстов, и я не могла не заметить, что по сравнению с обычной поп-музыкой слов в рэпе больше в несколько раз (конкретные подсчеты в тот момент я не додумалась сделать). Это уже говорит, что для данного музыкального жанра текст очень важен.

Часто в рэпе стихи исполняются под максимально простую ритмичную музыку, точнее под бит. Музыка здесь просто фон. Главное донести мысль, свою идею словами. Тексты могут быть о чем угодно: о любви, о социальной повестке, о депрессии и тоске. Но эти стихи изобилуют метафорами, эпитетами, интереснейшими рядами рифмы, встречаются отсылки к произведениям мировой литературы, интертекст и прочее, и прочее. «Закрытый космос» группы «Каста», «Все как у людей», «В темноте», «Выдыхай» Нойза МС, «Город под подошвой» Оксимирона (по предложенным примерам сразу видно, кого автор статьи слушает больше 😊) – все эти тексты не являются бессмысленным набором слов или языковых клише. Работа со словом в них потрясающая.

Группа "Каста"
Группа "Каста"

Приведу небольшие примеры (ими богатство текста не исчерпывается). «Закрытый космос» Касты и «Выдыхай» Нойза МС предлагают нам развернутые метафоры. В первой песне контакт двух людей сравнивается с посадкой космического корабля на планету:

…Ты будто бы планета из моих Звёздных войн,

Я постоянно борюсь с твоим магнитным полем.

Ты так опасно близка на моих радарах,

Что весь мой арсенал уже готов к ударам…

…И только в твою сторону кивает компас,

Я медленно дрейфую сквозь открытый космос.

Выбирая твой плен среди других планет,

Ведь сопротивляться самому себе смысла нет...

Нойз МС
Нойз МС

В «Выдыхай» Нойза лирический герой сравнивается с сигаретой:

Затянись мною в последний раз,

Ткни меня мордой в стекло,

Дави меня, туши мою страсть -

Буду дымить назло...

Боль на фильтре грязным бурым пятном -

Все, что мне от тебя останется.

Урна - мой будущий дом,

И вряд ли мне там понравится…

Выдыхай скорей

Мою душу наружу, ей тесно,

В твоих легких так мало места...

В песнях «Все как у людей» и «В темноте» Нойз использует интертекстуальность, отсылая нас в первом случае к песням «Гражданской обороны» (это даже в названии отражено), а во втором - к поэзии Бродского. В первом случае Нойз дискутирует с Летовым, говоря, что «Лед под ногами майора ломается… Майор не утонет, майор в батискафе», в то время как у «Гражданской обороны» в песне «Мы – лед»: «Майор их передушит всех подряд, он идет, Он гремит сапогами, но упал – гололед, И мы - лед под ногами майора!» А песня «В темноте» - это гармоничное переплетение цитат из Бродского и собственного сочинения Нойза:

Я сижу у окна. Я помыл посуду.

Я был счастлив здесь, и уже не буду.

Досрочно освобождённый от самых близких,

Условно приговорённый к самоубийству.

Первые две строчки - цитата.

У Оксимирона посмотрим на рифму в первых двух строках «Города под подошвой»:

Дон ли, Волга ли течёт. Котомку - на плечо

Боль в груди - там тайничок, открытый фомкой, не ключом

Обратим внимание, что зарифмованы не только концы строк, но с ними же и середины.

Упомянутые выше тексты отличаются не только «средствами выразительности», но и своим интересным посылом.

«Закрытый космос» посвящен сложности взаимоотношений между мужчиной и женщиной. В песне отражаются проблемы социального давления, неуверенности в себе, стигматизации, и прочие трудности, с которыми может столкнуться влюбленная пара. Отмечу, что это не абстрактные страдания по типу: мне плохо без тебя, хочу быть рядом. Это размышление, перед нами разворачивается настоящий внутренний конфликт, и в то же время нам показывают работу мысли, показывают, как человек принимает решение в сложной ситуации.

«Все как у людей» поднимает проблемы современного общества, но этим не ограничивается. Песня показывает нам неоднородность человеческой души и человеческого общества: обычная жизнь переплетена с произволом властей, мир полон абсурда и страха, но однозначно верного решения проблем нет. Ведь и в словах приспособленцев есть доля истины:

Но ты давай вон спроси у своих детей,

Где их папа нужней: в сводках новостей,

Чтоб ноги об него вытирать по телику,

Или в коридоре, чтоб сиденье поднять у велика?

А рефрен-цитата «Все как у людей» несет в себе множество смыслов это и ирония: абсурдное, нелогичное поведение - как у людей, жестокость - как у людей, несправедливость - как у людей. Нойз высмеивает нашу «человечность», «гуманизм», «толерантность». Нет, у людей в песне ничего подобного. Фраза, «все как у людей» означает «как у всех», «обычно». То есть ужасы мира песни – совершенно обычное явление, которое большинство воспринимает как норму. Этими смыслами песня не исчерпывается.

Надеюсь, смогла доказать, что существуют песни, в которых текст обладает интересным смыслом, равноправен с музыкой или даже важнее ее. Если не убедила, опишите свою точку зрения в комментариях.

В следующей статье мы рассмотрим неоднозначные случаи, которые, как мне кажется, в зависимости от восприятия можно отнести как к первой группе (текст без смысла, музыка важнее), так и ко второй, которую мы рассмотрели только что. Прочитать ее можно здесь: Есть ли смысл в текстах современных песен? Часть 3.

#Король и шут #песни #смысл песни #группапорнофильмы #Нойзмс #искусство #стиховедение #музыка #культура #анализ текста