Найти в Дзене
Tubthumping

НАРУШАТЬ НЕЛЬЗЯ НАКАЗЫВАТЬ

Для своей первой статьи я решил сформулировать и озвучить свою позицию по вопросу ограничения скорости на дорогах. Всем известен факт, что ограничения скорости на наших дорогах в большинстве случаев определяются в соответствии с непонятно откуда взявшимися цифрами в нормативных документах, или точнее – от балды. Лучше бы даже сказать, не «от», а «для». В 2019 году по данным комплексов фото- и видеофиксации было составлено 115,2 миллиона протоколов, 99% этих протоколов связаны с превышением скорости. Не трудно посчитать, что общая сумма с учётом льготы составила, без малого, 30 миллиардов рублей. И это с учетом нештрафуемого порога +20. По сути это сборы за нарушения необоснованно установленного ограничения. Например, за нарушения линий разметки, где они нанесены неправильно. Или за ограничение «60» там, где совершенно безопасно можно двигаться «80». Подтверждением моей правоты является очевидный факт, что скорость нарушают все. Один нарушитель – это, как говорится, в семье не без урод

Для своей первой статьи я решил сформулировать и озвучить свою позицию по вопросу ограничения скорости на дорогах.

Всем известен факт, что ограничения скорости на наших дорогах в большинстве случаев определяются в соответствии с непонятно откуда взявшимися цифрами в нормативных документах, или точнее – от балды. Лучше бы даже сказать, не «от», а «для». В 2019 году по данным комплексов фото- и видеофиксации было составлено 115,2 миллиона протоколов, 99% этих протоколов связаны с превышением скорости. Не трудно посчитать, что общая сумма с учётом льготы составила, без малого, 30 миллиардов рублей. И это с учетом нештрафуемого порога +20. По сути это сборы за нарушения необоснованно установленного ограничения. Например, за нарушения линий разметки, где они нанесены неправильно. Или за ограничение «60» там, где совершенно безопасно можно двигаться «80».

Подтверждением моей правоты является очевидный факт, что скорость нарушают все. Один нарушитель – это, как говорится, в семье не без урода. Но десятки миллионов нарушителей - наглядная иллюстрация того что что-то не то с правилами. Невозможно обосновать ограничение 60 на четырёхполосной дороге, где бы эта дорога не проходила! Ну и никто не едет. Потому что всем участникам движения очевидно, что они едут не по знакам, а по дороге согласно текущей обстановке. И если обстановка позволяет ехать 100, все будут ехать 100, а не предписанные 60.

Почему при расчетной скорости на горьковской трассе 120 там висит знак 90?

А, наверное, сначала необходмо пояснить, что такое расчетная скорость.

Есть такой документ СП 34.13330.2021 «Автомобильные дороги»

Этот свод правил устанавливает нормы проектирования на вновь строящиеся, реконструируемые и капитально ремонтируемые автомобильные дороги общего пользования, расположенных вне границ населенных пунктов.

В частности, документ содержит таблицу 5.1, в которой указаны расчетные скорости для дорог различных категорий.

Таблица 5.1 СП 34.13330.2021
Таблица 5.1 СП 34.13330.2021

А определение расчетной скорости даётся в другом документе ГОСТ 33100-2014 ДОРОГИ АВТОМОБИЛЬНЫЕ ОБЩЕГО ПОЛЬЗОВАНИЯ

3.39 расчетная скорость: Наибольшая возможная (по условиям устойчивости и безопасности) скорость движения одиночного автомобиля при нормальных условиях погоды и сцеплении шин автомобилей с поверхностью проезжей части, которой на наиболее неблагоприятных участках трассы соответствуют предельно допустимые значения элементов дороги.

Под автомобилем понимается не спорткар с профессиональным спортсменом за рулём, а вчерашний ученик автошколы, успешно сдавший экзамены, двигающийся на автомобиле, соответствующем требованию ФЗ №1434 Прил1. Этому требованию даже исправный Газ 21 соответствует.

Короче, дорога проектируется таким образом, чтобы ее расчетная скорость была безопасной. То есть, например, на М-7 безопасная скорость – 120 км/ч, а разрешенная – 90 км/ч. То есть 30 километров в час - треть от положенного нам! - гаишники у нас просто украли и милостливо позволили нам бесплатно нарушать, разгоняясь до 110.

Вместо своих прямых обязанностей они занимаются в действительности демагогией о безопасности. Т.е. к взрослым людям относятся как к неразумным существам, которые без их указаний не справятся с такой простой задачей, как выбор безопасной скорости.

Здесь, наверное, имеет смысл еще раз объяснить, что если один человек что-то нарушил, то он нарушитель. А если нарушают все, то все люди не могут быть преступниками. А значит существует несоответствие требования реальной ситуации. Точно такое же будет, если пытаться заставить всех дышать через раз, тогда ведь все люди станут априори преступниками, независимо от того зафиксировал большой брат их преступление, или нет.

Ну мы же все не можем быть преступниками. Но почему тогда за плохую работу гаишников, дорожников и законотворцев должны отвечать мы своими деньгами?

Наверное, это многих удивит, но ограничение 90 на дорогах СССР появилось только 1976 году. До этого никаких ограничений не было. При этом топовый автомобиль в СССР выпускался с 1970 года и не имел даже усилителя тормозов. Прошло 45 лет. За это время на автомобилях поменялся тип резины, появились АБС, ЕСП и теперь постепенно входит в стандартное оснащение системы предотвращения столкновений. Появились пассивные средства безопасности. Я уже не говорю о том, что сами дороги с тех пор колоссально изменились. А ограничения, рассчитанные для первых жигулей, как были, так и остались.

Совершенно очевидно, что ограничения полувековой давности давно устарели. А отменять их никто не думает. Наоборот, некоторые трассы, которые были построены как автомагистраль и эксплуатировались с ограничением 110, сегодня ограничены скоростью 90. Пример тому дорога в аэропорт Домодедово.

Ну никто там не едет 90. Все, включая ментов, движутся со скоростью 110-120. Дорога сама себя регулирует.

Дорога система саморегулирующаяся. Если машин много, скорость потока снижается, снижается дистанция между автомобилями. В какой-то момент при запредельной загрузке движение может полностью встать, какие бы знаки не стояли.

Тогда может быть стоит отменить знаки ограничения скорости, доверив водителю самостоятельно определять скорость? Водителю ведь объективно виднее что происходит здесь и сейчас, чем чиновнику в далёком кабинете, да еще 45 лет назад.

Чем реально управляют знаки? А ничем… Вот смотрите…

Городской проспект, высокий трафик. Поток машин уныло тащится со скоростью 20 км/ч по многополосной дороге с разделительным барьером. На что реально влияет в данном случае предписанное ограничение в 60 км/ч? В данной ситуации оно бессмысленно.

А теперь то же место в раннее июньское воскресное утро. Пешеходов нет и быть не может. Машин то же нет. В таких условиях можно ехать не бесплатные 80, а все 120. Ну и для чего в этих условиях знак 60?

Ну да, конечно, я указал две крайности. На дороге чаще встречается некая промежуточная обстановка с трафиком, средняя скорость потока при этом стабилизируется где –то в районе 60-80 км/ч. Но это происходит под влиянием дорожной обстановки, а не из-за предписания знаков.

Итого получается, что знак не нужен на в одном из перечисленных случаев. Он абсолютно бессмысленен тогда, когда достичь максимальную скорость, предписанную знаком абсолютно невозможно. И он не нужен во втором случае, когда развивать более высокую скорость безопасно и нет смысла ограничивать водителей.

Дорога – сложная, саморегулирующаяся система, существующая по своим законам. Движение по ней представляет собой поток, скорость которого зависит от множества причин, одну из которых мы рассмотрели – это «загруженность». Среди других параметров, влияющих на скорость потока – состояние дорожного полотна, погодные условия, время суток и даже такие на первый взгляд странные вещи, как развитость автомобильной индустрии в стране и экспортные пошлины, влияющие на общее состояние автомобильного парка. Одни из этих факторов «мгновенно-меняющиеся», другие «долгоиграющие».

Пошел снег, дорога скользкая, видимость плохая – скорость потока снижается. На краю дороги дорожные работы и выезд с паркинга супермаркета – скорость падает. Пустая дорога в погожий денёк – средняя скорость потока растёт. Ну и какое отношение к этому имеет железный знак с нарисованным на нём черной краской цифрой?

Скажите мне ещё, на какую дорожную обстановку рассчитан знак? На час пик или на воскресный день? На день или на ночь? На снежную бурю или на солнечный день? Как вообще один знак может задавать скоростной предел для совершенно разных дорожных условий и разных автомобилей?

А ни на что он не рассчитан. И само слово «рассчитан» здесь звучит горькой иронией. Потому что знаки ставятся от балды, и расчет тут только один - на видимость борьбы за безопасность движения. Знак ведь просто по самой своей конструкции никак не может учитывать изменения, происходящие на дороге.

Специалистам по организации дорожного движения хорошо известно, что самая безопасная скорость – это скорость потока. А не та, которую предписывают знаки. И если (как это обычно и бывает) средняя скорость потока на дороге превышает разрешенную скорость на 20-60 километров, это гораздо безопаснее, чем если вдруг один водитель в потоке по какой-то причине вдруг сбросит скорость, решив ради эксперимента «соблюсти правила». Вот тогда-то и возникает реальная опасность! Ламинарный поток сбивается, начинаются турбулентности, перестроения (пересечения траекторий с опасностью пересечься одновременно в одной точке). Копуша на дороге напоминает камень в ручье – вода его обтекает со всех сторон, создавая завихрения. Именно такие завихрения создают гаишники, когда начинают тормозить и выдергивать из потока произвольные автомобили, чтобы оштрафовать водителя. Иными словами, своими замерами скорости из кустов гаишники не повышают, а понижают безопасность на дороге. И с этим пора заканчивать! Пусть люди сами определяют безопасную скорость в конкретных условиях.

Или вы полагаете, что водители не умеют самостоятельно определять допустимую скорость и потому бьются, приводя в пример лихачей на Кутузе? А я сейчас, прямо на глазах у изумленной публики докажу, что они это делать умеют!

Но сначала нужно определиться с понятиями. Мы говорим, что монета падает на одну из двух сторон, хотя теоретически есть вероятность того, что она встанет на ребро… Мы говорим, что люди – двуногие создания, хотя есть граждане, у которых нет одной ноги или даже двух… Мы говорим, что в цивилизованных странах люди носят одежду, хотя есть места, где можно встретить голых…

Почему мы так говорим? Потому что лишь малозначительные исключения из правил не учитываются. Исключения лишь подтверждают правила (помните такое изречение?) Мы живем в квантовом мире, в котором практически всегда существуют незначительные исключения. Но на практике, если исключения составляют менее 5-10%, они отбрасываются.

А теперь рассмотрим участок дороги, который, при положенных «90», без напряга позволяет ехать легковушкам со скоростью 120-130 км/ч. Они там так и едут. Практически все нарушают. Ну, не все. Есть исключения. Отбросим пять процентов стариков на «Запоржцах», тракторы и дорожные катки. Заметим при этом, что даже грузовые фуры несутся здесь чуть выше сотни. То есть нарушают. А теперь приступим к подсчетам…

Сначала определим, какова средняя аварийность на километр российских дорог. Общая протяженность дорог в России около 1’560’000 км. В России за год происходит примерно 160’000 аварий. Итого: 160’000 : 1’560’000 = 0, 1 аварии на километр в год. Это в среднем.

Львиная доля аварий происходит в городах, где большая скученность машин. И аварии эти, которые формируют статистику, на самом деле просто легкие царапины, помятые крылья, оторванные бамперы, сбитые зеркала. Это «аварии маневрирования». Отбросим их, поскольку нас интересуют аварии, связанные со скоростью. Они, как правило, происходят на трассах, и гораздо реже в городах. Однако, на трассах тоже не все аварии происходят из-за неверно выбранной водителем скорости. Но мы не будем мелочиться - убираем только половину аварий и остается 0,05 аварий на километр.

Далее. В каждой аварии есть виновник. Бывает конечно и обоюдка, но давайте считать, что виноват кто-то один. Ведь нас интересуют именно они - водители, неправильно выбравшие скорость. Поэтому будем считать 0,05 виновных в аварии на километр российской дороги в год.

Для примера возьмем знакомую всем трассу Москва-Питер. Сколько через этот самый километр за год проносится машин? О, это не секрет! По трассе Москва-Питер в год проезжает 11’000’000 автомобилей. Часть водителей «скорость не нарушает». Это уже упомянутые «Запорожцы», трактора и тихоходные грузовики. Допустим даже не нарушают правила 5% водителей. Но поскольку я делал всякие допущения, из-за которых ко мне могут быть какие-то претензии из-за ошибки раза в 2 или 3, ловите от меня подарок. Пусть не нарушают правила целых 50% «летного состава»! Дарю! Располовиним эти 11 миллионов.

От Питера до Москвы 700 км, то есть: 700 х 0,05 = 35 виновников аварий в год на всю трассу. Маловато? Хорошо, трасса загруженная, увеличим эту среднюю для России цифру на порядок. Пусть будет 350 виновников аварий в год. Мало? Ладно, пускай их будет 3500 - в день по 10 аварий! Дарю! Какой же это будет процент от уполовиненного (в подарок) количества машин?

0,03% ошибившихся в выборе скорости водителей.

То есть 99,97% водителей, самостоятельно выбирающих скорость, не ошибаются в выборе скорости.

Монета падает на орла или решку. Люди двуноги. Водители в выборе скорости не ошибаются.

Вывод: водителям можно доверить выбор безопасной скорости. Они доказали это. И доказывают каждый день, несмотря на знаки и практически не попадая при этом в аварии.

Спорьте.