Очередной случай надуманной дискриминации по расовому признаку произошёл в Государственном оперном театре Нюрнберга.
На репетиции оперы "Трубадур" Джузеппе Верди постановщик спектакля Петер Конвичный допустил "неуместную" дерзость в отношении темнокожей певицы. Пытаясь раскрыть актрисе своё видение мизансцены, режиссёр позволил себе "недвусмысленный" намёк.
Через два дня, "после обсуждения с несколькими заинтересованными лицами" художественный руководитель театра Йенс-Даниэль Xeрцoг уволил Конвичного по электронной почте. Таким образом, "дав понять, что в Нюрнбергской опере нет места дискриминации".
Что же такого ляпнул 76-летний режиссёр?
Французский Diapason сообщает:
Никакой конкретной информации о произнесённых словах представлено не было, но по данным сайта nordbayern.de, режиссёр оскорбил артистку таким образом, что это можно было истолковать как расизм.
Сам Конвичный имеет свою версию произошедшего. Во время репетиции эпизода из второго акта, когда Граф ди Луна со свитой преграждает путь Леоноре и сопровождающим её монахиням, одна из них полностью отвернулась из-за боязни пистолета, который используется в этой сцене.
Конвичный остановил репетицию и обратился к ней со словами:
Когда ты в такой ужасной ситуации, тебе физически хочется убежать, но ты парализована, ты не можешь избавиться от этого чувства. Это как в Африке, если лев идёт навстречу тебе, ты тоже не можешь отвести взгляд.
Абсолютно нейтральная ремарка. К несчастью для режиссёра, фрау М., игравшая монахиню, оказалась темнокожей. Предполагаю, что весь сыр-бор разгорелся из-за слова "Африка". Прямо как в анекдоте:
Муж: Милая, ты не права!
Жена: Я не права? Значит, я лгу. Если я лгу, значит, я брешу. Если я брешу, значит, я собака. Мама, он меня c**** назвал!
С другой стороны, Петер Конвичный известен своим тяжёлым, несговорчивым характером. В 2018 году Гётеборгский театр уволил его за три дня до премьеры оперы Модеста Петровича Мусоргского "Борис Годунов" по причинам, которые остались неясными, но были связаны с проблемами поведения.
По одной из версий, во время генерального прогона режиссёр начал орать на трубача, который разминался в оркестровой яме и игнорировал его просьбы о тишине.
На следующий день делегация профсоюза из театра заявилась к "дебоширу" на квартиру и объявила ему об увольнении за нарушение "хорошей шведской рабочей атмосферы".
Мои аргументы не были услышаны. Джентльмены уже приняли своё решение до того, как пришли ко мне. Всё это напомнило мне инквизицию, где у жертвы нет никаких шансов.
жаловался тогда Конвичный.
В 2000 году самобытный режиссёр судился с Дрезденской государственной оперой по вопросам авторского права. Его интерпретация оперетты Имре Кальмана "Королева чардаша" так шокировала публику, что оперный интендант был вынужден вырезать несколько сцен из спектакля.
Суд встал на сторону истца и обязал театр восстановить постановку в режиссёрском варианте, а Конвичный лишился контракта.
Визуальная составляющая оперного действия имеет порой ключевое значение, дополняя музыкальный материал, акцентируя контрасты, оттеняя нюансы. Декорации, костюмы, внешний вид исполнителей - всё это мощные инструменты в руках режиссёра-творца.
Управлять огромной человеческой массой, состоящей из музыкантов оркестра, солистов, участников хора, статистов неимоверно сложная задача, не каждому под силу. Каждый мнит себя "звездой" если не мирового, то "районного" масштаба. И если режиссёр использует волюнтаристские методы, то так того требует текущая обстановка. Это как на стройке, пока не наорёшь - работа не пойдёт.
И потом, хороший режиссёр на дороге не валяется, а Петер Конвичный - хороший режиссёр. Разбрасываться талантами в угоду "заокеанским сквознякам" так себе занятие. И не так далёк тот день, когда я перестану понимать анекдоты и стану принимать их за новости.
Ссылка на публикацию теперь будет хранится в разделе Музыка и Политика постоянно пополняемого КАТАЛОГА канала. Читайте по теме:
- Балет Чайковского признан расистским из-за Чая и Кофе
- Белые начинают и проигрывают. Как бороться с мнимым расизмом с помощью расизма настоящего
- Жертва домогательств судится с умершим дирижёром - нет покоя и после смерти
- Классическая музыка несёт в себе семена расизма - новый полемический тренд, поднятый волной BLM со дна человеческой глупости.
Традиционная несмешная байка в заключении:
Однажды, приятель, гостивший у дирижёра и пианиста Ханса фон Бюлова, заметил на стене его квартиры портрет балетной примы. Когда он выразил удивление по этому поводу, Бюлов сказал:
- Да, она единственная из артистов на сцене, которая не огорчает меня плохим пением.