Как и положено старинной крепости, Каменец-Подольская тоже родила множество легенд.
Начну с самой оптимистической. В ней говорится, что турецкий султан Осман II после захвата Хотинской крепости (а от неё до Каменец-Подольска менее 30 километров) направился покорять следующий оплот врага. И увидав крепость, не мог отвести от неё взгляда. На вопрос: "Кто построил эту великолепную крепость", не менее удивлённый слуга ответил: "Наверняка тут без Аллаха не обошлось!" И тогда со словами: "Так пусть Аллах и завоёвывает её!" султан с 200 тысячным войском покинул эти земли.
Увы, это всего лишь сказка. На самом деле Осман II в битве под Хотином в 1621 году потерпел поражение, а годом спустя, в возрасте 18 (!) лет был убит своими же взбунтовавшимися янычарами.
Вторая легенда (впрочем, как и третья) тоже связана с турками. Она даже записана была тогдашним киевским митрополитом Петром Могилой. Речь идёт о православной церкви, которая располагалась на вершине "Дневной" башни и была построена православными основателями крепости - братьями Кориатовичами.
Считалось в то время, что именно церковь делает крепость неприступной. Со временем, когда крепость попала под власть поляков, староста (комендант) закрыл храм и превратил его в конюшню. Но уже после первой ночёвки все лошади ослепли, а спустя несколько дней ослеп и сам староста. Испугавшись кары божией, вернул он церковь верующим и тут же прозрел. А спустя несколько лет в мае 1672 года по его приказу церковь всё же разрушили. И свершилось непоправимое - уже в августе того же года крепость захватили турки, уничтожив и католический, и лютеранский храмы в ней.
Третья же легенда - легенда о золотой карете. Когда спустя 27 лет после завоевания крепости турки были вынуждены сдать её полякам, всё награбленное в крепости и городе золото задумали они вывезти. Набралось награбленного на 100 телег. А самое ценное погрузили в карету. Именно у неё на "Турецком" мосту отвалилось колесо и бесценная карета рухнула в реку, да как раз в глубокий омут. Не смогли турки её вытащить, так и осталась карета с золотом в реке.
Но легенда на этом, конечно, не закончилась. Картограф, который был свидетелем аварии, нарисовал план места, где надо искать карету. И спустя столетия, уже в наши дни, план этот вдруг был обнаружен. И начались поиски золота! С перекрытием русла реки, с применением экскаваторов. Увы, безрезультатно. Не зря же в легенде (мелким шрифтом, наверно) указано, что турецкий волшебник заколдовал карету таким образом, что увидеть её может только турок. С другой стороны, может быть, мы просто не знаем всей правды. Ведь карета на одной из улиц города таки появилась! ))
Вот такие легенды сопровождают рассказы о крепости. А в заключение печальная быль. Если вы прочитаете о башнях, там я упоминал об отсутствующей "Чёрной" башне. Её следы можно видеть тут,
а если смотреть на крепость с городской смотровой площадки, нетрудно заметить уж очень большой промежуток без башен на восточной стене.
Когда в 1672 году турки осадили крепость, и защитники уже понимали, что долго им не продержаться, был подписан акт о сдаче крепости. Актом турки гарантировали жизнь солдатам и местным жителям. Так вот, вечером накануне официальной сдачи крепости, в ней произошёл мощный взрыв порохового погреба, который находился в той самой "Чёрной" башне. По некоторым сведениям в результате взрыва погибло около пятисот защитников крепости. Виновные выявлены не были, да никто их и не искал, город уже был турецким. Вот такая быль, оказавшаяся намного трагичнее легенд.
Спасибо, что были со мной в крепости. Не обессудьте, если увидите неточности. В интернете вполне можно отыскать другие трактования легенд. Иногда они противоречат друг другу. Дела давно минувших дней...