Драгоценности русских императоров в исполнении знаменитой ювелирной компании Фаберже отличаются особым изяществом и неповторимым стилем. Отдельную группу составляют пасхальные яйца, которые традиционно получали императрицы на главный весенний праздник.
В 1898 году Николай II преподнес своей Аликс великолепное яйцо «Ландыши», декорированное ее любимыми цветами. Они символизировали чистоту, невинность и прекрасно подходили образу юной задумчивой царицы.
Яйцо сделано из золота и покрыто нежно-розовой эмалью. Сверху вниз идут ровные полосы мелких бриллиантов, а скорлупу вокруг оплетают хрупкие стебли ландышей с мелкими цветками из жемчуга. Тонкие, словно живые, листья покрыты зеленой эмалью, вместо капель утренней росы на них блестят небольшие алмазы. Каждый элемент выполнен с невероятной точностью, прожилки на лепестках и соцветиях делают их очень реалистичными.
Яйцо установлено на золотую подставку с четырьмя ножками, каждая из которых заслуживает отдельного внимания. Они сделаны в виде листьев с полосками бриллиантов, а в основании закреплены белоснежные жемчужины.
Безусловно, пасхальный подарок от Фаберже должен был содержать сюрприз. В этот раз ювелиры добавили в яйцо специальный механизм, который поднимал и опускал крошечные портреты дорогих членов семьи Александры Федоровны – старших дочерей и любимого супруга.
Медальоны изготовил датский художник Иоганн Цейнграф, они представляют собой пластины из слоновой кости с акварельным рисунком. Портреты в форме веера крепятся сверху на тонких трубках и появляются при легком нажатии на боковые жемчужинки. В сложенном виде отверстие закрывает крошечная копия короны Николая II, украшенная бриллиантами в огранке «роза».
Ювелирные пасхальные яйца бережно хранились в императорской семье, но иногда вывозились на различные экспозиции. В 1900 году коллекция побывала в Париже на Всемирной выставке Art Nouveau. Мероприятие восхваляла новый свободный стиль модерн, который полностью отвергал устоявшиеся правила, стремился сочетать символизм, романтизм и современные технологии. Все это было совершенно чуждо дому Фаберже, привыкшему к определенному художественному направлению.
На фоне неординарных ювелирных изделий, яйца выглядели неорганично, и реакция публики на них была неоднозначной. Кто-то от души критиковал их, кто-то восхищался, но равнодушных не осталось. Нашлись и те, кто с досадой пересчитывал ножки у подставки, сетуя на то, что их четыре вместо трех. По мнению отдельных критиков, веточки ландышей слишком плотно прилегают к скорлупе и заканчиваются банальными завитками, что якобы слишком просто и неинтересно. Но даже самые ярые поклонники модерна отметили тонкую работу и мастерство ювелиров, похвалив их за утонченный вкус.
Экспертная комиссия экспозиции поставила высокую оценку работам Фаберже и подчеркнула, что они отличаются неповторимым стилем и совершенным исполнением. Все выставленные на продажу предметы были сразу проданы. Талантливому мастеру и владельцу ювелирного дома вручили медаль и орден Почетного Легиона.
После революции 1917 года огромное количество императорских сокровищ перешло в руки большевиков. Некоторые уникальные экземпляры знаменитых яиц были утеряны навсегда. В 1927 году «Ландыши» были проданы Эммануэлю Сноуману, а в 1935 году яйцо нашло нового владельца, им стал Чарльз Парсонс. Его коллекцию оно украшало до 1948 года, когда вернулась к Сноуману.
Драгоценность продолжала путешествовать по свету и в 1978 году попала в руки Форбса. В 2004 году яйцо выставили на нью-йоркском аукционе Сотби, где его приобрел русский миллиардер Виктор Вексельберг. Сегодня «Ландыши» стали частью выставки Музея Фаберже, расположенного в Санкт-Петербурге в здании дворца Нарышкиных.
История императорских драгоценностей многое рассказывает об отношениях между членами царской семьи. Современники писали, что супруги всегда с уважением и любовью относились друг к другу. Государь стремился проводить все свободное время с близкими и был счастлив только рядом с ними. Его изысканные подарки как нельзя лучше передают трогательные и глубокие чувства, которые испытывал Николай II к Аликс.