Был вечер. Алёша гулял с друзьями во дворе, ему позвонила мама и сказала:
– Алёша, уже поздно! Иди домой!
Алёше домой не хотелось, но вспомнил, что уроки ещё не выучил, и пришлось ответить: – Хорошо, мам!
Пришёл Алёша домой, поел и сел историю учить. Читает учебник, скучно ему. Думает про себя: «Да зачем мне это надо?! Эту ерунду читать – только время зря терять. Неинтересная эта ваша история, всё равно в голове ничего не откладывается». Читает он про Александра Васильевича Суворова, про его походы, но это так давно было! Восемнадцатый век! Одно только слово из учебника и запомнилось – генералиссимус! Не слышал он раньше про такое воинское звание. Не нравится Алёше учить всё это, да и кому понравится читать про какие-то давние походы, про оружие, давно устаревшее. (То ли дело сейчас армия, а в «стрелялках» вообще всё круто).
От всей этой скукоты и заснул…
Вот снится ему лето где-то в Фокшанах (как раз про это место читал в учебнике), а он – это не он, а солдат суворовской армии. Форма старинная, жутко неудобная, ружьё в руках огромное (как из него стрелять-то?). И подходит к нему сам Суворов (портрет в учебнике видел) и говорит: – Вот слушай, солдат, видишь неприятеля?
Отвечает ему Алёша:
– Да, вижу, господин генерал!
А турки (с ними тогда война шла) расположились очень удобно, сзади у них болото, не подберёшься с тыла, а прямо опасно, – так и стреляют. – Вот найди отчаянных солдат и вместе с ними найди самый лёгкий путь к вражеским пушкам.
Испугался Алёша. Это тебе не в «стрелялки» играть. Но приказ есть приказ, тем более, другие солдаты даже не дрогнули: пошли как настоящие богатыри через топи, осторожно, чтобы не утонуть и не привлечь внимания врага.
А вражеские пушки вот уже близко, не видят турки наших разведчиков. Прошли всё болото отчаянные солдаты. Восхищался ими Алёша, старался не отстать. Нашли всё-таки надёжную тропу, где основному войску можно пройти. Вернулись и доложили Суворову. По плану Суворова нужно было захватить орудия. Так и вышло: неожиданно напали сзади на турецкую артиллерию, захватили пушки.
Потом на привале Алёша спросил у старого солдата:
– Давно служите?
– Давненько, ещё с войны с Пруссией. Генерал наш молодец! С ним стыдно быть трусом или слабаком.
– Он всегда таким был?
– Да, ещё молодым офицером. Помню, в Пруссии приказал поднять сотню казаков ночью и взять город Ландсберг. Поскакали мы к городу, а там река. Прусаки мост спалили, сидят за крепостными стенами, чувствуют себя в безопасности. Так Суворов наш что удумал: бросился в реку и приказал всем переправляться вплавь. Пытался наш сотник его остановить, мол, в городе лучшие гусары, да куда там! Говорит: «Вот и хорошо, мы их как раз и ищем». И что ты думаешь, не раздумывая, приказал атаковать город, даже не узнал, сколько там неприятеля: «Мы пришли бить, а не считать». Разбили мы лучших гусар. Вот так-то. Да ты, солдатик, у Прошки спроси, денщика генералова, каков наш командир, тот ещё лучше знает. Эй, Прошка! Что генерал делает?
– Турецкий язык повторяет. Говорит, нужен язык, с турками воюем. И меня заставляет, еле вырвался отдохнуть. Генерал-то наш раньше всех в армии просыпается (в четыре утра!) и меня поднимает.
– Зачем так рано? – спросил Алёша.
– Так он обливается холодной водой, а потом по лугу бегает, говорит: «В здоровом теле – здоровый дух». Я сначала-то рад был, что к нему в денщики попал. А потом и мне пришлось обливаться и бегать. Хотел было попроситься обратно в роту, да привязался, смирился с его привычками.
А вечером собрал Суворов всех солдат и отдал новый приказ: в шесть утра идти в наступление – брать лагерь Тырго-Кукули. И союзники –австрийцы должны на помощь прийти. Турок в этом лагере видимо-невидимо, только конница пятнадцатитысячная! Опять стало страшно Алёше: «Что же будет в шесть утра? Вдруг меня убьют во время атаки? А с другой стороны, с таким командиром стыдно быть трусом! Что делать-то?»
– Подъём! – послышался голос.
Страх и волнение просто сдавили горло, ничего не смог Алёша сказать. Но что-то голос показался очень знакомым.
– Алёшенька, вставай, а то в школу опоздаешь!
– Мама?!
Проснулся Алёша и думает: «Фууух, хорошо, что это был сон!» А потом глянул на раскрытый учебник, и как-то стыдно стало: «Вот люди как жили, как сражались! А Суворов – настоящий генералиссимус! А я только и умею, что лениться да в игры играть… Вот с сегодняшнего дня начну историю учить на одни пятерки!»
Мама спросила:
– Ты историю выучил? м
– Да, кажется, выучил. Я обязательно повторю!
На перемене Алеша всё-таки дочитал параграф про походы Суворова. С тех пор у Алеши одни пятерки по истории.