Найти тему
S sport Terra

Импровизации Анны Щербаковой

В этом сезоне я отметила у Анны Щербаковой одно удивительное свойство -моментальное принятие решение по спасению программы при срыве элементов.

Вспомним недавние события:

На итальянском этапе Гран-При в короткой программе она прицепила к лутцу двойной тулуп, когда поняла,что не сможет зайти на риттбергер.
На французском этапе Гран-При в произвольной, упав с захода на лутц, она сделала четверной флип.

Это свойство Аня обрела, скорее всего, за последний год.

Помните, еще на прошлогоднем этапе Кубка России в Сочи Аня прыгнула дважды тройной тулуп , который был не засчитан? Вот точно такую же ошибку (исполнение двух одинаковых прыжков) совершила Майя Хромых на Budapest Trophy . Через эту ошибку, наверное, часто проходят юниоры.

Получается,что Аня научилась импровизировать.

В музыке импровизацией называется сочинение по ходу исполнения музыкального произведения. Это показатель высокого уровня владения выбранным видом искусства . Поэтому неслучайно импровизацию ставят последним номером на концертах виртуозов.

В ФК немного другая ситуация. Импровизация становится возможной при срыве элемента. Для того,чтобы минимизировать оценки за сорванный (прежде всего) прыжок, нужно по ходу исполнения программы заменить следующий элемент на более дорогой . И конечно нужно обладать набором этих дорогих элементов. Вот как Аня , например, из -за сорванного квад лутца заменила второй прыжок квад флипом. А планировала Анна после первого квада выполнять только каскады из тройных прыжков.

По большому счету импровизация Анны Щербаковой оказалась виртуозней импровизации Алины Загитовой на Олимпиаде в Пхенчхане-2018. Алина тогда не сумела сделать второй тройной прыжок и лишилась каскада, но в конце программы добавила потерянный тройной к одиночному и спасла таки каскад. Делать все возможное,что бы предотвратить потерю контента учат девушек в штабе #тутберидзе.

Конечно, мастерство импровизации приходит с опытом и постоянными тренировками . И действительно, #Анна Щербакова уже не та юниорка в составе ТЩК (Трусовой, Щербаковой, Косторной) - первого поколения спортсменок ультра-си. Стаж этих девушек в большом спорте насчитывает уже два с половиной года ! ( Привет Рафаэлю Арутюняну , который обозвал знаменитую троицу ТЩК одноразовыми стаканчиками !)

И этот, уже многолетний ! опыт, помогает каждой из них по-своему настраиваться на прокат , спасать программу, используя те или иные элементы или прыжки. У каждой девушки из троицы получается по-разному. Аня Щербакова начинала перекраивать программу с самого простого . На Чемпионате Мира- 2021 она признавалась,что убирала связки ,чтобы оставить силы для прыжков. Ведь тогда вместо восстановления от пневмонии, она завоевывала право выступать на своем первом ЧМ и право побеждать.

Анна Щербакова -победитель этапа Гран-Прри в Гренобле-2021. Источник скриншота: youtube Первый канал.
Анна Щербакова -победитель этапа Гран-Прри в Гренобле-2021. Источник скриншота: youtube Первый канал.

Ее результаты (три золота на ЧР, золото ЧМ и медали этапов гран-При) говорят о том, что она мастерски овладела умением по возможности чисто исполнять самые ценные элементы ( прыжки), а в случае срывов добавлять максимально дорогие элементы.

Поэтому правильность выбранных Аней решений вызывает бурю восторгов не только у болельщиков, но и у специалистов. В музыке импровизации, вызывающие впечатления у слушателей называю экспромтом. Хотела бы я посмотреть на реакцию Глейхенгауза, когда Аня падала на лутце, а затем заходила на флип и приземляла его! Я думаю, он по достоинств оценил этот экспромт)))

Но в этом сезоне Анна преподносит еще один сюрприз для зрителей.

После ошибок , она как будто ластиком стирает неудачную часть программы и с воодушевлением начинает исполнять оставшуюся. Зритель немного теряется. Ведь обычно , после падений спортсмены осторожничают, эмоционально гаснут. А Анна умеет сохранить психологический настрой ! Чтобы не случилось, она старается делать каждый следующий элемент идеально .

Огорчает количество преодолений таких срывов.

Но их причиной может быть излишняя зацикленность на исполнении элемента. Как говорила Тутберидзе Майе Хромых о сорванном прыжке: много думала. И да, мы, зрители, видим иногда заминку спортсмена при заходе на прыжок. А эта пауза нарушает технический алгоритм выполнения элемента, который наработан на автомате : подготовка, заход, контроль тела во время выполнения, выезд или борьба за выезд.

Но ,что касается Анны, то у нее ситуация усугубляется еще и сменой программ. Освоение короткой программы, где нет квадов , тоже отвлекает от наработки стабильности. Но думаю, когда короткая будет вкатана , и вставлены квады в произвольную , то Аня избавится от нелепых срывов.

Не исключено, что срыв лутц-риттбергер на французском этапе Гран-При , возможно, был связан со словами Мишина, озвученными своему спортсмену во время ожидания оценок на соревновании:

В прямом эфире Мишин сетовал на ошибку ученика на риттбергере. Такую же , какую делает Щербакова - чиркает ногой об лед. А раньше тренер этого не замечал и боялся,что это заметят судьи .

Понятное дело ,что в нужный момент вот такие слова вспоминаются и влекут за собой ошибку. Думаю,что Мишин , прошедший со своим учеником Плющенко все возможные способы отборов, прекрасно знает все технологии воздействия на соперников.

Что касается физической подготовки, то , очевидно, Анна постепенно набирает форму. По крайней мере четверной флип мы у ней видели дважды, а лутц она хотела прыгнуть.

Безусловно, Аня аккумулировала в своем катании несколько параметров , которые должны ей помочь попасть в олимпийскую сборную :

* почти трехлетний опыт
* большой процент чисто исполненных ультра-си
* стабильно выполняемый контент , который ценнее контента иностранных соперниц

Не удержусь и добавлю:

Мы прекрасно понимаем , что у чиновников федерации очень популярна другая формула , определяющая включение в олимпийскую сборную :

многолетний опыт пролета главных стартов
раздуваемые гигантские надбавки за стандартное качество исполнения элементов
отсутствие недокрутов на прыжках в протоколах
заслуги тренера
заведомо проигрышный слабый контент по сравнению с контентом иностранных соперниц.

надеюсь, вы понимаете, о ком я снова пишу.