XIV век до н.э. Ближний Восток
Когда в империи «воинов Хурри» - так называли себя жители страны Митанни (1), одним из своих сыновей был убит царь Тушратта, власть захватил вовсе не тот, кто на это рассчитывал. Вероятно, убийца погиб с прочими своими братьями, а реальная власть перешла в руки синагилы (главнокомандующего войск страны) Шуттадарны, сына Артадамы, брата убитого Тушратты.
Шуттадарна начал утверждать свою власть репрессиями, опираясь на союз с соседними Алзи и Ассирией (см. «Помочь поможем, но глупцов при нашем дворе нет»).
Узнав о смерти отца, в эти дни всеобщего хаоса и смятения из Митанни в соседнюю Аррапху, населенную также хурритами, чьи правители были родственниками царской семьи Митанни, сумел сбежать царевич Шаттиваса, один из младших сыновей Тушратты.
Сбежал не один. Его сопровождал, охраняя в дороге отряд в 200 боевых колесниц, которым командовал вельможа Акит-Тешуб.
Правитель Аррапхи царь Кели(?)-Тешуб очень благожелательно принял родственника, прибежавшего к нему из Митанни. Это объяснялось тем, что у него были очень напряженные отношения с могущественными соседями: правителем Ассирии - царем Ашшур-убаллитом и правителем Кар-Дуниаша (столица – город Вавилон) - царем Бурна-Буриашем.
200 боевых колесниц были неплохим подспорьем в случае военного конфликта с одним из соседей. А тут еще начали поступать сведения из Митанни, что новая власть дружественной империи в лице Шуттадарны заключила военный союз с враждебной Аррапхе Ассирией.
Как в такой ситуации не облагодетельствовать прибывшего в поисках убежища врага Шуттардарны? Беглецу и его воинам выделили жилье, пропитание, содержание.
Однако, нахождение Шаттивасы и его двухсот боевых колесниц в Аррапхе, которую царь Бурна-Буриаш уже рассматривал, как свою собственность, очень не понравилось Вавилону.
Правитель Кар-Дуниаша решил выманить Шаттивасу из Аррапхи в Вавилон. Нам неизвестны все детали дальнейших событий, но можно предположить, что в Аррапху, к Шаттивасе явился тайный посланник Бурна-Буриаша, который от имени своего повелителя обещал беглому царевичу военную помощь для борьбы с Шуттарданой за трон Митанни.
Обещания были столь заманчивыми, что Шаттиваса повелся на них, проявляя при этом уникальную политическую близорукость.
Он умудрился не обратить внимания на то, что сын Бурна-Буриаша, наследный царевич Кар-Дуниаша, женат на Мубаллитат-Шеруа, дочери Ашшурубаллита, царя Ассирии, покровителя Шуттадарны. Ясней ясного, что при таком брачном союзе Бурна-Буриаш не станет помогать Шаттивасе против союзного и дружественного Ашшур-убаллиту Шуттадарны.
Но Шаттиваса был молод, неопытен… Кели(?)-Тешуб отговорить его от поездки в Кар-Дуниаш не смог.
Когда Шаттиваса и Акит-тешуб прибыли со своими боевыми колесницами в Вавилон, то первое, что сделали местные – это конфисковали эти колесницы в пользу армии Бурна-Буриаша. Для Шаттивасы и Акит-Тешуба стало ясно, что их убьют или выдадут Шуттадарне, если они останутся в Вавилоне или на территории Кар-Дуниаша.
В итоге Акит-Тешуб бежал в горы к луллумеям, враждебным Бурна-Буриашу и Ашшур-убаллиту, а Шаттиваса на колеснице (где он ее взял из источников не ясно) в сопровождении одного возничего, умчался за реку Евфрат, в пределы хеттской империи.
О судьбе их воинов источники умолчали.
По прибытию на западный берег реки Евфрат, пограничные хеттские командиры с надлежащим эскортом отправили беглого царевича в Малую Азию, на реку Марассанта, где зимовал правитель империи неситов (хеттов) царь Суппилулиума.