Здравствуйте, друзья! В предыдущей статье мы с вами начали разговор о том, что представляет собой устный экзамен по русскому языку и почему в 9 классе к этому экзамену начинать готовиться уже поздно. Сегодня поговорим о приёмах, которые помогут подготовить ребёнка к итоговому собеседованию задолго до экзамена, и не только к нему.
Напомню, что к устному экзамену в 9 классе ребёнок должен уметь уверенно, выразительно читать, свободно пересказывать, быстро выстраивать текст на предложенную тему и развёрнуто отвечать на вопросы экзаменатора-собеседника.
Всё это доступно только человеку, у которого легко рождается мысль. Ведь мыслительная деятельность напрямую связана с речевой. Речь - одежда мысли. А потому успешность человека в общении зависит от того, насколько широко, самостоятельно, критично он мыслит.
Наши дети часто получают готовый «продукт» во всём: в задачах, в построении сочинений, в жизни. Мы сами предлагаем им эти готовые «продукты».
Чтобы было понятно, о чём говорю, приведу мой любимый пример из сборника задач для проведения международных исследований. «Вы с одноклассниками сдали макулатуру. На вырученные деньги решили сходить в пиццерию. В пиццерии было 2 вида пиццы: одна диаметром 10 см, вторая диаметром 20 см. Пицца диаметром 20 см стоила ровно в два раза больше. Совершите выгодную покупку». Прежде чем читать дальше, попробуйте сами «совершить выгодную покупку».
Наши дети, да и мы с вами, к таким задачам не привыкли. В ней нет готового «продукта». Её нужно «развернуть», перестроить и только потом решить. Как правило, в качестве ответа я слышу: «Можно купить одну диаметром 20 см или две диаметром 10 см. Разницы нет».
Разница есть. Выгоднее купить пиццу диаметром 20 см, так как её площадь составляет 314,1 квадратных см. А площадь пиццы диаметром 10 см равна 78,5 квадратным см.
Если бы задача была «раздетой», ребёнок справлялся бы с ней легко. «Раздетая» задача про две пиццы звучала бы так: «Сравните площадь двух пицц диаметром 10 и 20 см». Для решения такой задачи нужно всего лишь найти формулу для вычисления площади круга.
Итак, рекомендация первая: не даём ребёнку «готовый» продукт.
Сочиняйте вместе с детьми подобные задачки. Они называются задачами на развитие функциональной грамотности. Поверьте, дети это делают легко и с удовольствием.
Рекомендация вторая: постоянно говорите с детьми, задавайте им вопросы, требующие неодносложных ответов.
Не «Как дела в школе?», а «Что интересного произошло сегодня в школе?», «О чём ты услышал на уроке литературы?», «Чем вы были заняты на перемене?», «Что ты увидел по дороге домой?».
Приучайте ребёнка корректно отстаивать свою точку зрения. Приглашайте их к спору на темы: «Всегда ли прав взрослый?», «Бывает ли ложь во спасение?», «Какой мир лучше: реальный или виртуальный?», «Всегда ли нужно идти в ногу со временем?» и прочие подобные темы.
Рекомендация третья: заведите «Семейный дневник».
Записывайте вместе с детьми интересные события, семейные истории, приключения, впечатления о произошедшем, планы, мечты. Именно записывайте, от руки, и приучайте писать детей, выводить вручную буквы, знаки. Ведь письмо напрямую влияет на мыслительные процессы. Пишите больше. Письменная речь «шлифует» слог, заставляет подбирать нужные слова, заменять синонимами лексические повторы. На письме мы не используем разговорную лексику, слова – паразиты. В свою очередь стилистика письменной речи влияет на то, как мы говорим.
Рекомендация четвёртая: замечайте и описывайте вместе в ребёнком красоту, которая вас окружает.
Я часто рассказываю в своих статьях о папе. И сегодня вспомню его. Когда я маленькой девочкой гуляла с папой, слышала его восклицания наподобие: «Доча! Посмотри, какая берёзка!» И мы начинали много и долго говорить об этой берёзке, любуясь её красотой. На своих уроках я иногда прошу старшеклассников подойти к окну, посмотреть на укутанную в серебристый иней берёзу (благо, зима у нас уже не церемонится), сфотографировать её, а затем выразить словами увиденное. Слушаю то, что они говорят, и думаю: «Ой, папочки! Ну, ничего, всё поправимо. Впереди у нас целых три месяца!»
Рекомендация пятая: будьте вместе с детьми.
Читайте вместе с детьми, играйте вместе с детьми в развивающие игры, творите вместе с детьми, как это делает «моя Поллианна». Читайте классическую литературу, современную литературу. Читайте вдумчиво, обсуждайте прочитанное, делитесь впечатлениями, перекладывайте то, что прочитали, в рисунок, в изобретение, облекайте в любую другую форму. Ребёнок к 9-ому классу должен «обрасти» солидным читательским опытом.
Понимаю, что нам всем порой некогда заниматься с детьми. Я сама живу в режиме «Нет времени». Но всегда надо помнить о том, что есть дела срочные и есть дела важные. Ищите баланс.
В следующей статье я расскажу о самом важном из того, что нужно знать об итоговом собеседовании.
Благодарю Вас за поддержку в виде "👍". Бесплатная подписка на канал – это возможность быть в курсе новых полезных публикаций.