Найти тему

У жаркой плиты или развитие исполнительского темперамента в младших классах фортепиано

Чтобы сварить обычные макароны, нужно, чтобы вода закипела. Иначе они будут клейкими и невкусными. Но даже если поставить воду на самую горячую в мире батарею, вода не закипит. А чтобы она закипела, нужен принципиально иной уровень жара, раскалённая плита или огонь. Без огня макароны можно варить бесконечно, но они не сварятся НИКОГДА!

В музыкальной педагогике ситуация подобная. Нужен огонь! Методика "Ручные пьесы-упражнения" учитывает это.

Занимаясь с детьми, я помню об этом всегда. Но мы все люди, и нет смысла надеяться на то, что на каждом уроке нас будет охватывать божественное вдохновение. Бывают энергичные дни, а бывают – вялые. Порой моя энергия струится с такой мощью, что ученик зажигается от неё помимо своей воли. А бывают дни обычные, рядовые и случаются времена слабости или недомогания. Недомогание — слово-то какое! Если у меня недомогание, значит я недо-могу…

Но очевидно, что в любой такой день, я смогу сварить себе что-нибудь поесть, потому что у меня есть плита, и она греется не за счёт моей энергии, а за счёт электричества, раскаляющего спирали, или горящего газа, то есть за счёт огня вне меня. Получается, что и на уроках я должна иметь такую «плиту», которая будет «зажигать» учебный процесс и доводить его до температуры кипения, важного условия развития исполнительского темперамента. Что такое плита? Это техническое средство. Это техника. Применимо к нашей теме – это техническое средство педагога. О педагогической технике мало говорится. О технологии – да, здесь накоплено много сокровищ. А о технике – нет. Что такое техника педагога? Она включает в себя многое. Мы вернёмся к этой теме в другой заметке. Но сейчас скажу лишь, что одним из важных моментов техники педагога является наличие в его практике таких инструментов, мощное влияние которых включается «нажатием кнопки», то есть без особого труда, независимо от того, в силе сегодня педагог или в слабости. Тот инструмент, о котором мы сегодня говорим – это «печка», доводящая учебный процесс до температуры кипения. Обращаю особое внимание на то, что это всего лишь один из множества инструментов. Он не включает в себя другие серьёзные аспекты нашей работы, подобно тому, как стиральная машина стирает, но не готовит еду, а автомобиль ездит, но мы не требуем от него, чтобы он распечатывал ноты. Так же и с нашей «печкой» - она разогревает учебный процесс, зажигает его, а детальной проработкой и много ещё чем, занимаются другие процессы, не менее важные, глубокие и объёмные.

«Печке» же, о которой я здесь говорю, уделяется слишком мало внимания, так как часто до кипения, до выпекания дело просто не доходит, времени не хватает. Что даёт работе ученика эту высокую температуру? Прежде всего — это темп, быстрый темп. Второе - это игра без запинок. Третье – это игра с динамическими оттенками. Если не получается с оттенками, тогда игра на форте, на хорошем форте. Да, это кажется настолько простым, что рискует быть обвинённым в примитивизме. Поэтому многие педагоги сознательно игнорируют и даже избегают этот приём. А зря! Конечно, нельзя им злоупотреблять. Если блюдо долго держать на огне, то оно пригорит или превратится в бесформенную кашу, в которой всё неряшливо перемешается. Блюдо будет испорчено, даже если изначально рецепт был идеален. Так же будет испорчено и произведение, которое постоянно играется быстро, громко и целиком. Но даже самое совершенное тесто никогда не превратится в пирог без обработки высокой температурой. И вот это самое сырое «тесто» мы часто слышим на академах.

Но что делать, если ребёнок не успевает дойти до той стадии в исполнении, когда заготовку можно поставить в печь? Что делать, если он так медленно разбирает, что только-только успеет «слепить» текст, как уже надо играть на сцене?

И вот тут мы подходим к очень важному моменту. Если хотя бы некоторые произведения репертуара пройдут обработку «огнём», то часть этого огня останется в ученике, и он впоследствии сможет переносить его и в другие пьесы.

Я уделяю этому огромное внимание. В дни, когда я сама богата энергией, я разжигаю этот огонь в ученике. Я заставляю его буквально входить в состояние высокой творческой температуры, требую большой скорости и мощного звука, «раскручиваю» его эмоционально. Это затратный процесс. Когда моё собственное «электричество» вливается в ребёнка, он поддаётся, он начинает делать то, что никогда не делал и играть так, как никогда не играл. Он сам себя не узнаёт. В нём раскрывается такой потенциал, о котором он и не знал, и я не знала. Это рождает в нём творческую страсть, И пусть даже в этот момент он допускает в своей игре множество несовершенств, это поправим потом. Ведь страсть бесценна – это двигатель, божественная искра. Над несовершенствами мы работаем, и до этого работаем, и после. Но когда мы разжигаем огонь, на этом этапе нам нужно забыть о качестве. Потому что, если в такие моменты ученик будет много думать о деталях, то он будет бояться ошибок, и не сможет раскрыться. Любое понижение температуры может стать критичным, и химия процесса не запустится. А теперь давайте посмотрим, как объединяется это всё потом. Когда ученик понял, что такое играть с огнём и полной самоотдачей физической и эмоциональной, возвращаемся к детальной проработке в маленьких эпизодах, исполняемых в темпе и в динамике с сильным эмоциональным посылом. Тренируемся, как одержимые. Следующим этапом идём с другой стороны. Убираем огонь и спокойно прорабатываем все тонкости тоже в отдельном эпизоде. Эмоционально отдыхаем, интеллектуально концентрируемся. Проработали, начинаем в этом эпизоде добавлять температуру. Доводим до максимума. И вот так раскачиваем наши качели от скрупулёзной спокойной кропотливой проработки до огненной страсти, мощной динамики и быстрого темпа. В какой-то момент начнёт всё гармонично соединяться.

Я делаю это до тех пор, пока спирали не начинают включаться сами, но и тогда продолжаю контролировать их мощь. В таком случае рост ребёнка будет выразительнее, от него будет больше отдачи. Это касается не только звёздочек. Это касается каждого ученика. Исключение могут составлять лишь ребятишки, имеющие определённые неврологические проблемы, либо дети очень крепко закрытые, для которых такая серьёзная эмоциональная задача, как разжигание исполнительского огня, может стать травмирующей. Ведь это действительно непросто. Вы будете встречать сопротивление. Действуя аккуратно, внимательно, но решительно, вы поймёте, с какой интенсивностью нужно вести эту работу с разными учениками. Трудно будет большинству. Единицы справятся без явных усилий. Но если в прочих музыкальных задачах основным двигательным успехом ученика является интеллект, то в этой работе больше задействуется эмоциональная сфера. Некоторые ребятишки, имеющие не слишком хорошую память и затрудняющиеся в изучении нот, тем не менее, имеют прекрасную эмоциональную основу для музыкальной профессии. К сожалению, существующая система музыкального образования не направлена на раскрытие таланта этого типа способностей.

Однако, как я уже говорила выше, бывают дни, когда мы сами «не в ударе». Для этого в моей методике «Ручные пьесы-упражнения» есть два хороших инструмента. Первый — это фонограммы. Главное, что они делают в отношении рассматриваемой сегодня темы, это то, что они включают темп и держат его! Это колоссальная помощь педагогу. А значение этого фактора для детей вообще трудно переоценить. Никакой вялости! Высокий тонус! Нельзя замедлить, нельзя ошибаться, а ошибся — сообрази и подхвати. Не можешь — начинай сначала. Снова и снова, пока не получится. Это мощный тренинг! И здесь уже не важно, в силе сегодня педагог или в слабости. Фонограммы работают независимо от нашего состояния.

Второй инструмент — это сами ручные пьесы-упражнения. Их структура настолько проста, и они так быстро учатся, несмотря на то, что имеют при этом солидные технические задачи! Любой ребёнок справится с разбором текста без особого труда, тем более, что текст их учится по формулам и сразу наизусть. Используя аналогию, можно сказать, что в этом случае ученик быстро «замешивает тесто», и потом материал помещается в горячую печь, где он разогревается и разогревается, разжигая огонь в ученике, при помощи которого формируются первые крепкие блоки техники начинающего пианиста.

И здесь нужно помнить — температура должна быть высокой, нужно «выжимать» максимум. Не нужно бояться неряшества в тот момент, когда ученик выполняет эти огненные упражнения. Оно здесь естественно. Если мы не будем целенаправленно прививать темпераментность, яркую эмоциональную открытость, то дети ещё долго будут играть сухо и вяло. И полумерами здесь не обойтись. Не нужно бояться ошибок, опасаться казаться смешными или непрофессиональными. Хотя я и сама иногда думаю, вот заглянет сейчас кто-нибудь в класс и скажет: «Екатерина Алвиановна, что же вы делаете? Что это за грохот, что за неряшество?». Я даже никогда не записывала эту часть нашей работы на видео. Но надо записать, потому что это важно и нужно. И ни разу я ещё не пожалела, практикуя этот приём. А чтобы вы не подумали, что такая работа лишает ребёнка тонкости игры, предлагаю посмотреть несколько видео с ребятишками, каждый из которых прошёл через эти упражнения по развитию темпераментности игры. Ссылки на видео в конце статьи. И вот что я ещё хочу сказать. Тонкости исполнения лишает отсутствие работы над тонкостью, техники лишает отсутствие работы над техникой, темперамента — отсутствие работы над темпераментом, и этот список можно продолжать бесконечно. А вот разумное использование различных приёмов, в том числе и того, который я описывала в этой статье, а также применение фонограмм само по себе никак не может повредить ни тонкости игры, ни выразительности, ни вдумчивости.

Говоря о темпераменте, конечно, необходимо заострить внимание и на таком неотъемлемом от него аспекте, как агогика. Но эта интереснейшая тема требует отдельной статьи.

Почитайте интересное интервью с автором методики «Ручные пьесы-упражнения» Екатериной Олёрской на тему «Развитие техники в младших классах»

https://www.fortepiano-olerskaya.com/razvitie-tehniki

В. Курило (4 класс) Э. Элгар Салют д`амур

Р. Матханова (4 класс) Е. Олёрская «Ногера-Пальяреса»

А. Батомункуева (2 класс) Ф. Шуберт «Аве Мария»

Д. Бужинаева (3 класс) Ф. Шуберт «Серенада»