Правда ли, что местность принадлежала одному из участников заговора против Императора Павла I? Что вообще здесь было раньше? Почему тут не удалось воплотить в жизнь один из самых амбициозных проектов советского рабочего посёлка? Неужели среди серости и типовых строений в этом районе можно встретить интересные сооружения? А также - почему сейчас это место постоянно занимает верхние строчки в антирейтингах московских районов? Об этом и не только расскажу сегодня.
Имена да фамилии
Дмитровский район располагается в Северном административном округе Москвы. Своим названием он обязан одноимённому шоссе, по которому проходит восточная граница современного района. Интересно, что существует и станция метро с таким же наименованием. Однако находится она совсем в другом месте и не имеет никакого отношения к Дмитровскому району. Но её название возникло также в честь шоссе.
Когда-то на территории административно-территориального образования было несколько сёл. Одно из них, Фуниково, располагалось на участке между Ижорской и Лобненской улицами, а также Карельским бульваром. Оно впервые упоминается в документах конца 16 века. Тогда земли были собственностью Чудова монастыря. Название села, скорее всего, произошло от фамилии предыдущих владельцев местности. Не исключено, что это могли быть представители бояр Курцевых-Фуниковых, которые служили Ивану Грозному.
Долгое время территория пустовала. Здесь практически ничего не было. Но в 1672 году Фуниково перешло в собственность к Фёдору Ивановичу Шаховскому. Он поселил здесь своих крестьян и начал развивать местность. Сын Шаховского, Андрей, основал неподалёку от Фуникова село Андреевское. Эти земли на протяжении веков переходили к разным собственниками: потомкам Шаховских, Оболенским, представителям купеческого сословия. Последним владельцем земель в начале 20 века был предприниматель Альфонс Гаш, который открыл здесь кирпичный завод.
Мечта, которую невозможно было воплотить
В советское время рядом с вышеупомянутыми деревнями появился посёлок Вагоноремонт. Его построили в 1930-х годах для рабочих завода по ремонту вагонов. Предприятие расположили между железнодорожной станцией "Лианозово" и Дмитровским шоссе. Поселение для трудящихся запроектировали на противоположной стороне дороги. Здесь планировали проложить широкие проспекты, обустроить площади, а также возвести высотные дома.
Однако всё это осталось на уровне идеи. В реальности выяснилось, что рельеф у местности проблемный для такой масштабной стройки. Да и скромное финансирование не оставляло шансов на полноценную реализацию проекта. Тем не менее, какое-то количество домов возвести удалось. Но до наших дней они не дошли. Похоже, здания 125к2, 127к2 и 129к2 (их построили первыми в 1938 году) недавно снесли, чтобы очистить площадку для нового участка под реновацию.
В качестве развлечений для жителей посёлка обустроили парк и возвели Дом культуры "Восход". Сегодня на его месте отгороженная забором территория. Не знаю, существуют ли у московских властей планы по восстановлению здания. Нет уже и самого посёлка для рабочих. В память о нём в Дмитровском районе существует Вагоноремонтная улица. Само предприятие ещё после Великой Отечественной Войны сменило специализацию на производство радиолокационной и радиорелейной техники. Оно стало называться Лианозовским электромеханическим заводом.
Ничто не забывается
Южнее, в окрестностях современного Коровинского шоссе, располагалось село Никольское. Также в источниках встречаются другие названия - Коровино или Коровий враг. Местность впервые упоминается в документах в конце 16 века. Историки предполагают, что своим наименованием она обязана прозвищу первого владельца - Фёдора Андреевича Коровы. Он являлся братом боярина Фёдора Свибло, прозвище которого дало название другому району Москвы. Интересно, что до наших времён частично сохранился ручей Коровий Враг. Но располагается он далеко от бывшей деревни, около железнодорожной станции "Марк". Хотя раньше протекал в непосредственной близости от одноимённого села. Пока эту часть не заключили в коллектор.
После смерти Фёдора Коровы, у которого не было детей, территория отошла Воздвиженскому монастырю. В 1617 году владение землёй оформил на себя дьяк (должность в иерархии государственной службы) Матвей Сомов. Тогда можно было передавать церковное село, которое приходило в запустение, во временное управление светскому лицу. Оно занималось восстановлением земель, получая доход. А потом обязывалось вернуть возрождённое село духовенству.
После секуляризации церковных земель в 1764 году Никольское (Коровино) перешло в собственность государства. А в 1800-м его владельцем стал Николай Зубов. Считается, что именно он первым сообщил Павлу I весть о смерти его матери Екатерины II. При жизни Императрицы Николай Александрович находился на хорошем счету при дворе, пользуясь тем, что его брат был фаворитом государыни. #История получилась странная. Сначала Павел I наградил Зубова орденом Андрея Первозванного. А уже вскоре выслал его с братом из Петербурга. Через какое-то время Зубовых возвратили в столицу. Тогда-то он и получил в собственность Никольское. Однако, похоже, что Зубов так и не простил Павла I. Именно он нанёс Императору смертельный удар во время заговора в 1801 году.
Во времена правления Александра I Никольское вновь перешло в собственность государства. Во второй половине 19 века село всё чаще стали указывать на картах, как Коровино. Пока к концу столетия это название не стало основным. Местные жители занимались сельским хозяйством, а также вязанием и столярными работами.
Необычный район
В советские годы в селе Коровино не происходило никаких важных событий. Как и на многих землях близ Москвы в те времена, упор делался на сельское хозяйство. В 1960 году территория всех сёл, упомянутых в статье, вошла в состав столицы. Местность начали активно застраивать типовыми домами. Тем не менее, в районе можно найти и несколько оригинальных сооружений. Например, здание №129к1 на Дмитровском шоссе возвели в 1958 году по интересному, хоть и типовому, проекту: без форточек на окнах. В рамах сделали дверцы для проветривания. Это, по замыслу архитекторов, должно было защитить жильцов от шума с улицы.
Также достоин внимания дом №153 по Дмитровскому шоссе. 12-этажку построили в 1980-х годах по экспериментальному проекту. Здание сделали таким образом, чтобы максимально защитить жильцов от шума дороги. Поэтому здесь уменьшено количество окон на фасаде, который выходит на Дмитровку. А также планировки сделаны таким образом, что на шумную сторону "смотрят" только кухни и одна комната (в трёшках). Остальные помещения - во двор.
Большую часть территории современного района занимает промзона. Помимо разных складов и предприятий, здесь есть одна из самых крупных тепловых станций Европы на сегодняшний день - ТЭЦ-21 на Ижорской улице. Её построили в 1963 году и на протяжении десятилетий модернизировали, открывая новые энергоблоки. В наше время ТЭЦ-21 обеспечивает теплом практически 3 миллиона москвичей.
Метро ничего не изменит
Дмитровский район сегодня постоянно входит в рейтинг самых не комфортных в Москве. Больше всего претензий к экологической обстановке. Здесь огромная промзона. Также в последнее время происходит уплотнение жилой застройки, а значит население постоянно увеличивается. Вопросы есть и к транспортной доступности. Пока у Дмитровского района нет собственных станций метро. Но вроде бы в 2023 году планируют открыть продолжение Люблинско-Дмитровской линии - станции "Яхромская" и "Лианозово".
Однако их расположат вдоль шоссе, поэтому для жителей более отдалённых уголков района мало что изменится. Основным транспортом так и останется автобус. Маршрутов здесь, кстати, достаточно много. В остальном инфраструктура неплохая. Здесь много магазинов. Есть детские сады и школы. Также в качестве плюса можно отметить наличие двух приличных по размерам парков: "Ангарские пруды" и "Вагоноремонт".
Как и у любого спального района на окраине Москвы здесь есть свои плюсы и минусы. К сожалению, среди отзывов местных жителей преобладают негативные оценки. Но, возможно, в будущем их станет меньше.
На сегодня это всё! Спасибо, что дочитали до конца:) Не забудьте поставить лайк, если вам было интересно, и подписаться на мой блог . Также напоминаю, что у меня есть канал в Телеграм, который называется "О Москве нескучно". Там я тоже рассказываю об истории Москвы. Удачи!