"Въ этомъ привѣтствіи св. Павлина < V в. >,— кромѣ произнесенія брачущимися обязательства, кромѣ далѣе пѣснопѣній, приведенія брачной четы предъ алтарь, преклоненія ими головъ и молитвы, — упоминается о возложеніи брачнаго покрывала, которое на западѣ замѣняетъ равносильный ему восточный обрядъ возложенія вѣнковъ на головы брачущихся.
Есть основаніе думать, что въ первые три вѣка эти обряды не были восприняты въ число церковныхъ обрядовъ и что христіане избѣгали покрывала и вѣнковъ по причинѣ широкаго ихъ распространенія въ язычествѣ. Справедливо замѣчаетъ Бинтеримъ, что только съ ІV в. вошло въ обычай возложеніе священникомъ покрывала на брачущихся, а что до того времени если и употреблялось покрывало, то только одною невѣстою (какъ говоритъ Тертулліанъ), которая приходила ко алтарю съ надѣтымъ уже на лице покрываломъ.
Многочисленныя cвидѣтельства изъ первыхъ трехъ вѣковъ говорятъ также объ отсутствіи употребленія первенствующими христіанами вѣнковъ вообще и при бракахъ въ частности, что весьма понятно и естественно.
Широкое употребленіе вѣнковъ въ язычествѣ ... должно было внушить христіанамъ отвращеніе отъ употребленія этихъ украшеній при бракахъ. Только послѣ того, какъ христіанство восторжествовало надъ язычествомъ христіане стали употреблять вѣнки и даже восприняли ихъ въ число церковныхъ обрядовъ, такъ что св. Іоаннъ Златоустъ говорилъ уже о возложеніи вѣнцовъ въ церкви на брачущяхся „въ знакъ побѣды надъ сладострастіемъ".
Если же признать, что въ описаніи торжества дѣвственницъ, —
содержащемся въ твореніи св. Меѳодія патарскаго „Пиръ десяти дѣвъ",— образы небеснаго торжества дѣвственницъ взяты св. отцемъ изъ употребительнаго въ то время церковнаго вѣнчанія брака, то можно допустить употребленіе вѣнковъ уже въ концѣ III в.
Это описаніе настолько замѣчательно, что, вмѣстѣ съ словами Тертулліана и Павлина ноланскаго, заслуживаетъ особеннаго вниманія. „Вотъ, говоритъ св. Меѳодій, наше торжество, прекрасныя дѣвственницы! Вотъ награда за чистый подвигъ цѣломудрія...»...
... Къ сожалѣнію, изъ литургическихъ памятниковъ восточной церкви не дошло до насъ,— изъ вѣковъ IV, V и VII, не говоря уже о первыхъ трехъ вѣковъ,— ни одного памятника, относящагося въ послѣдованію вѣнчанія. Только уже изъ VIII в. сохранилась одна коротенькая молитва при возложеніи вѣнцовъ, помѣщенная въ посланіи св. Ѳеодора Студита къ Симеону. * Молитва эта читается слѣдующимъ образомъ: «Ты Господи ниспосли руку Твою отъ святаго жилища Твоего и сочетай раба Твоего и рабу Твою и сопряги ихъ въ единомудріи, вѣнчай ихъ въ плоть едину...». ...
... Если молитва, приводимая св. Ѳеодоромъ Студитомъ, не есть результатъ искусственнаго соединенія св. отцемъ двухъ употреблявшихся въ церковномъ богослуженіи его времени молитвъ, то она, можно думать, есть единственная молитва, съ глубокой древности употребительная при вѣнчаніи..."
= Катанскій А.Л. Доктор богословия. Заслуженный профессорСПбДА =
©В.К.
Фото: кадры из Видео "Венчание. Святослав и Велеслава" - https://youtu.be/UEHai8XRzIg
#венчание #обряд #язычество #свадьба #языческийобряд #языческаясвадьба #языческовенчание #народнаясвадьба #обрядвенчания #родноверие