Найти тему

Canon Pro1: возвращение к легенде (часть 2)

Оглавление

Canon PowerShot Pro1 - самая неоднозначная ретрокамера первой половины 2000-х из моей коллекции. Я меняю мнение о этой камере. Будучи с лета убранной подальше с глаз, вдруг, неожиданно, после знакомства с PowerShot G5, я с новой стороны узнаю Pro1.

Крышка объектива своими руками

Разработчики Pro1 приложили максимум усилий, чтобы пользователи теряли свои крышки объективов от фотокамеры и царапали линзы. Передняя линза достаточно сильно выпуклая, слабо защищена корпусом объектива и отлично собирает царапины. Особого влияния на изображение микроцарапины, конечно, не оказывают, но сам по себе факт их образования может расстраивать.

Сравните объективы компактных камер Panasonic LC5 и Canon Pro1. В первом случае, даже без крышечки, объектив чувствует себя комфортно. Во втором случае всё гораздо хуже.

Объективы компактных камер Panasonic LC5 (вверху) и Canon Pro1 (внизу)
Объективы компактных камер Panasonic LC5 (вверху) и Canon Pro1 (внизу)

Крышка объектива в случае Pro1 жизненно необходима и если вы потеряли свою. Даю совет - сделать более удобный аксессуар из крышки байонета зеркальных камер Canon EOS. Крепить самодельную "крышку" к объективу будем аналогично бленде. На картинке ниже указаны примерные места, где можно вкручивать винты крепления.

Примерные места, где можно вкручивать винты крепления
Примерные места, где можно вкручивать винты крепления

Для этого делаем небольшие сквозные отверстия сразу за направляющими крепления. Пластик легко подвергается обработке: можно "сверлить" обычной отверткой из набора отверток для разбора смартфонов. Используем миниатюрные саморезы (из комплекта всякого крепежа для сборки компьютеров). Это позволит обойтись без клея и точно отрегулировать глубину фиксатора. Не забываем проделать отверстие для поводка. Поводок должен быть достаточно длинным, чтобы не мешать выдвижению объектива при включении.

CCD-матрица "хитрой" Sony

В камере используется CCD-матрица Sony на 8Мп. «Хитрая» Sony, как обычно, выбросила свою новую матрицу на рынок, распродав её всем, кому только можно. Тем самым, она нарастила объемы производства, снизила себестоимость и сделала собственную 8Мп камеру дешевле в производстве...

Именно матрице Sony мы обязаны появлению Pro1. Если бы конкуренты Canon, как ошпаренные, не стали штамповать в 2004 году восьмимегапиксельные компакты - не увидели бы мы с вами ответа Canon в виде Pro1. Корпорации пришлось поднапрячься, думая о том, как вписать новый фотоаппарат в имеющуюся линейку техники. Так был вытащен «из чулана» проект Pro.

Pro1 несёт на борту достаточные для всего 8 Мп (изображение 3264 × 2448 пикселей). Есть возможность применить формат записи сразу после съемки. Например, увидев на предпросмотре, что снимок в формате jpeg вышел интересно, можно нажать на кнопку и сохранить снимок в формате RAW, но только в RAW - jpeg уже не сохраняется. При этом, наилучшее качество jpeg очень близко к RAW (отличный алгоритм сжатия, практически без потерь деталей).

Битые пиксели есть и будут. На своём экземпляре я насчитал минимум штук пять. И это не предел. Фотографируйте однородные фоны сбив фокус - рассматривайте при увеличении 100% на мониторе компьютера. Битые пиксели будут: вопрос - сколько и где. Дело в матрицах Sony и их качестве. И в программном обеспечении Pro1, которое должно эти нерабочие пиксели вычитать.

50ISO гладкие. 100ISO и 200ISO имеют приемлемый уровень шума. 400ISO даёт выраженный цветной шум - можно использовать при необходимости. На размере снимка в 4Мп. Впрочем, если будете снимать в RAW и вытягивать изображение в тенях - обнаружите шумы в этих самых тенях уже на 50-100ISO. Ни в какое сравнение с системными камерами того времени, например с Canon EOS 300D, конечно, не идёт. Там установлена крупная, малошумная матрица с приемлемыми для своего времени и размера 6Мп.

Ключевые параметры внутрикамерной обработки снимка (контраст, резкость, цвет) размещены не в общем меню камеры, а в быстром меню (кнопка FUNC.), вкладка "Эффекты" - "Custom Effect". Эти настройки имеют лишь три значения каждая: -1, 0, +1. Выбрав другой "эффект" (ч/б фото, например), вы теряете возможность отдельно настроить контраст и резкость.

Шумность матрицы Pro1 в светлое время дня вы можете оценить на серии фотографий ниже. Снято в JPEG с минимальным сжатием (стандартные настройки). На 50ISO картинка гладкая и чистая.

Фрагменты кадров (светлые участки кадра, ISO100-400):

100ISO - картинка уже не шелковисто гладкая :(
100ISO - картинка уже не шелковисто гладкая :(
200ISO - светлое небо ещё гладкое
200ISO - светлое небо ещё гладкое
400ISO - по всему кадру некрасивый цифровой шум :(
400ISO - по всему кадру некрасивый цифровой шум :(

Фрагменты кадров (тени):

100ISO
100ISO
200ISO
200ISO
400ISO - выраженный цветной цифровой шум :(
400ISO - выраженный цветной цифровой шум :(

Как вы видите, изображение становится грязноватым уже на 100ISO. На 400ISO шума уже неприлично много. Хотя, как на это посмотреть... В эпоху плёночной фотографии зернистость снимков никого не пугала и даже добавляла художественной выразительности снимку. Но сегодня стандарты качества фотографии изменились. Да и "зерно" на Pro1 выглядит слишком "цифровым" и неопрятным.

Ещё один момент: работая с Pro1 я пытался подобрать идеальный рецепт создания файлов JPEG, практически игнорируя RAW. Теперь я стараюсь снимать только в RAW там, где это возможно и удобно.

Диск выбора режимов съёмки на Canon PowerShot Pro1
Диск выбора режимов съёмки на Canon PowerShot Pro1

Впрочем, свой "идеальный рецепт" JPEG я записал в набор настроек C1 на диске выбора режимов съёмки. В настройках Custom проставил контраст 0, резкость -1, цвет +1 для ярких кадров с Canon Pro1. С предустановкой линз 28мм и светочувствительности в 50ISO.

На позицию C2 записал настройки фотосъёмки с эффектом черно-белой пленки с предустановкой линз на 35мм и светочувствительности в 400ISO. И там и там - точечный замер экспозиции и режим приоритета диафрагмы. В меню Съёмка для параметра Spot AE Point (Точечный замер) выбрана настройка AF Point (точка автоэкспозиции соответствует точке автофокусировки).

Настройка режимов C1 и C2 позволит быстро переключаться между RAW и JPEG. RAW я оставил для основных режимов съёмки (P, A, S, M). Приятно, что на камере есть такая возможность!

Ещё Pro1 предлагает цветовое пространство Adobe RGB.

Мониторы

Видоискатель в Pro1 электронный, а не оптический. Согласно инструкции, он потребляет столько же энергии, как и основной монитор. Вся информация выводится на мониторы и считывается с них. Вследствие этого, монохромный ЖК-дисплей превращается в практически бесполезный элемент дизайна.

В том-же Panasonic LC5 ЖК-дисплей играет важное значение при съёмке с оптическим видоискателем и отключенным монитором, но, к сожалению, в этой модели он мало информативен. В Canon Pro1 ЖК-дисплей выводит всю необходимую информацию, но, при постоянно включенных электронном видоискателе или мониторе, не даёт никакой экономии энергии.

Электронный видоискатель (как и основной монитор) имеет разрешение в 235000 точек, в то время как на рынке в 2004 году уже известны видоискатели на 1 млн. точек (Konica Minolta A2). Видоискатель в 235000 точек в камере стоимостью $999. Pro1 "донашивает" электронный видоискатель от Konica Minolta A1 ;) Тут нужно было ставить видоискатель на миллион точек.

Поворотный монитор на Canon PowerShot Pro1
Поворотный монитор на Canon PowerShot Pro1

Здорово, что основной монитор - поворотный, но он имеет катастрофически малые углы обзора. Держа камеру обычным образом - монитор сложен и напротив глаз - вы уже не видите детали кадра в тенях. Следует приподнять камеру выше уровня глаз или откинуть монитор и настроить его угол так, как вам удобно.

В плане удобства работы с монитором и видоискателем - Konica Minolta A2 вне конкуренции. Здесь есть наклонный монитор с системой двойных петель, которая очень похожа на Olympus E-20. Монитор имеет черно-белый режим с высоким коэффициентом усиления (полезно при очень слабом освещении). Видоискатель Konica Minolta A2 можно наклонять на 90 градусов и им легко пользоваться сверху. Кроме того, у него есть датчик приближения, который позволяет камере автоматически переключаться с монитора на видоискатель (или просто его включать или выключать).

"Краснополосчатый рыцарь" Pro1 был брошен в битву с "плебеями" - Konica Minolta DiMAGE A2, Sony DSC-F828, Nikon Coolpix 8700 и Olympus Camedia C-8080 Wide Zoom. И он стойко держал удары, оставаясь самой компактной и удобной в использовании камерой с матрицей 2/3 дюйма и объективом 28-200 мм (экв.).

Примеры фотографий с Canon Pro1.

Значение фокусных расстояний приведено к 35-мм эквиваленту. Фотографии выполнены сразу в формате JPEG (контраст 0, резкость -1, цвет +1) и приводятся без редакции. В галерее вместе с оригиналом фото приводится кроп для наглядности.

Ещё немного фотографий вы можете посмотреть в моём альбоме на Flickr: On lakes: Canon PowerShot Pro1.

Публикации на канале о фотокамере Canon Pro1

Если у вас есть ненужная, но рабочая старая компактная цифровая камера и вы готовы отдать её в дар - пишите на ovch@me.com или через группу ВК . Доставку оплачиваю.