Canon PowerShot Pro1 - самая неоднозначная ретрокамера первой половины 2000-х из моей коллекции. Я меняю мнение о этой камере. Будучи с лета убранной подальше с глаз, вдруг, неожиданно, после знакомства с PowerShot G5, я с новой стороны узнаю Pro1.
Крышка объектива своими руками
Разработчики Pro1 приложили максимум усилий, чтобы пользователи теряли свои крышки объективов от фотокамеры и царапали линзы. Передняя линза достаточно сильно выпуклая, слабо защищена корпусом объектива и отлично собирает царапины. Особого влияния на изображение микроцарапины, конечно, не оказывают, но сам по себе факт их образования может расстраивать.
Сравните объективы компактных камер Panasonic LC5 и Canon Pro1. В первом случае, даже без крышечки, объектив чувствует себя комфортно. Во втором случае всё гораздо хуже.
Крышка объектива в случае Pro1 жизненно необходима и если вы потеряли свою. Даю совет - сделать более удобный аксессуар из крышки байонета зеркальных камер Canon EOS. Крепить самодельную "крышку" к объективу будем аналогично бленде. На картинке ниже указаны примерные места, где можно вкручивать винты крепления.
Для этого делаем небольшие сквозные отверстия сразу за направляющими крепления. Пластик легко подвергается обработке: можно "сверлить" обычной отверткой из набора отверток для разбора смартфонов. Используем миниатюрные саморезы (из комплекта всякого крепежа для сборки компьютеров). Это позволит обойтись без клея и точно отрегулировать глубину фиксатора. Не забываем проделать отверстие для поводка. Поводок должен быть достаточно длинным, чтобы не мешать выдвижению объектива при включении.
CCD-матрица "хитрой" Sony
В камере используется CCD-матрица Sony на 8Мп. «Хитрая» Sony, как обычно, выбросила свою новую матрицу на рынок, распродав её всем, кому только можно. Тем самым, она нарастила объемы производства, снизила себестоимость и сделала собственную 8Мп камеру дешевле в производстве...
Именно матрице Sony мы обязаны появлению Pro1. Если бы конкуренты Canon, как ошпаренные, не стали штамповать в 2004 году восьмимегапиксельные компакты - не увидели бы мы с вами ответа Canon в виде Pro1. Корпорации пришлось поднапрячься, думая о том, как вписать новый фотоаппарат в имеющуюся линейку техники. Так был вытащен «из чулана» проект Pro.
Pro1 несёт на борту достаточные для всего 8 Мп (изображение 3264 × 2448 пикселей). Есть возможность применить формат записи сразу после съемки. Например, увидев на предпросмотре, что снимок в формате jpeg вышел интересно, можно нажать на кнопку и сохранить снимок в формате RAW, но только в RAW - jpeg уже не сохраняется. При этом, наилучшее качество jpeg очень близко к RAW (отличный алгоритм сжатия, практически без потерь деталей).
Битые пиксели есть и будут. На своём экземпляре я насчитал минимум штук пять. И это не предел. Фотографируйте однородные фоны сбив фокус - рассматривайте при увеличении 100% на мониторе компьютера. Битые пиксели будут: вопрос - сколько и где. Дело в матрицах Sony и их качестве. И в программном обеспечении Pro1, которое должно эти нерабочие пиксели вычитать.
50ISO гладкие. 100ISO и 200ISO имеют приемлемый уровень шума. 400ISO даёт выраженный цветной шум - можно использовать при необходимости. На размере снимка в 4Мп. Впрочем, если будете снимать в RAW и вытягивать изображение в тенях - обнаружите шумы в этих самых тенях уже на 50-100ISO. Ни в какое сравнение с системными камерами того времени, например с Canon EOS 300D, конечно, не идёт. Там установлена крупная, малошумная матрица с приемлемыми для своего времени и размера 6Мп.
Ключевые параметры внутрикамерной обработки снимка (контраст, резкость, цвет) размещены не в общем меню камеры, а в быстром меню (кнопка FUNC.), вкладка "Эффекты" - "Custom Effect". Эти настройки имеют лишь три значения каждая: -1, 0, +1. Выбрав другой "эффект" (ч/б фото, например), вы теряете возможность отдельно настроить контраст и резкость.
Шумность матрицы Pro1 в светлое время дня вы можете оценить на серии фотографий ниже. Снято в JPEG с минимальным сжатием (стандартные настройки). На 50ISO картинка гладкая и чистая.
Фрагменты кадров (светлые участки кадра, ISO100-400):
Фрагменты кадров (тени):
Как вы видите, изображение становится грязноватым уже на 100ISO. На 400ISO шума уже неприлично много. Хотя, как на это посмотреть... В эпоху плёночной фотографии зернистость снимков никого не пугала и даже добавляла художественной выразительности снимку. Но сегодня стандарты качества фотографии изменились. Да и "зерно" на Pro1 выглядит слишком "цифровым" и неопрятным.
Ещё один момент: работая с Pro1 я пытался подобрать идеальный рецепт создания файлов JPEG, практически игнорируя RAW. Теперь я стараюсь снимать только в RAW там, где это возможно и удобно.
Впрочем, свой "идеальный рецепт" JPEG я записал в набор настроек C1 на диске выбора режимов съёмки. В настройках Custom проставил контраст 0, резкость -1, цвет +1 для ярких кадров с Canon Pro1. С предустановкой линз 28мм и светочувствительности в 50ISO.
На позицию C2 записал настройки фотосъёмки с эффектом черно-белой пленки с предустановкой линз на 35мм и светочувствительности в 400ISO. И там и там - точечный замер экспозиции и режим приоритета диафрагмы. В меню Съёмка для параметра Spot AE Point (Точечный замер) выбрана настройка AF Point (точка автоэкспозиции соответствует точке автофокусировки).
Настройка режимов C1 и C2 позволит быстро переключаться между RAW и JPEG. RAW я оставил для основных режимов съёмки (P, A, S, M). Приятно, что на камере есть такая возможность!
Ещё Pro1 предлагает цветовое пространство Adobe RGB.
Мониторы
Видоискатель в Pro1 электронный, а не оптический. Согласно инструкции, он потребляет столько же энергии, как и основной монитор. Вся информация выводится на мониторы и считывается с них. Вследствие этого, монохромный ЖК-дисплей превращается в практически бесполезный элемент дизайна.
В том-же Panasonic LC5 ЖК-дисплей играет важное значение при съёмке с оптическим видоискателем и отключенным монитором, но, к сожалению, в этой модели он мало информативен. В Canon Pro1 ЖК-дисплей выводит всю необходимую информацию, но, при постоянно включенных электронном видоискателе или мониторе, не даёт никакой экономии энергии.
Электронный видоискатель (как и основной монитор) имеет разрешение в 235000 точек, в то время как на рынке в 2004 году уже известны видоискатели на 1 млн. точек (Konica Minolta A2). Видоискатель в 235000 точек в камере стоимостью $999. Pro1 "донашивает" электронный видоискатель от Konica Minolta A1 ;) Тут нужно было ставить видоискатель на миллион точек.
Здорово, что основной монитор - поворотный, но он имеет катастрофически малые углы обзора. Держа камеру обычным образом - монитор сложен и напротив глаз - вы уже не видите детали кадра в тенях. Следует приподнять камеру выше уровня глаз или откинуть монитор и настроить его угол так, как вам удобно.
В плане удобства работы с монитором и видоискателем - Konica Minolta A2 вне конкуренции. Здесь есть наклонный монитор с системой двойных петель, которая очень похожа на Olympus E-20. Монитор имеет черно-белый режим с высоким коэффициентом усиления (полезно при очень слабом освещении). Видоискатель Konica Minolta A2 можно наклонять на 90 градусов и им легко пользоваться сверху. Кроме того, у него есть датчик приближения, который позволяет камере автоматически переключаться с монитора на видоискатель (или просто его включать или выключать).
"Краснополосчатый рыцарь" Pro1 был брошен в битву с "плебеями" - Konica Minolta DiMAGE A2, Sony DSC-F828, Nikon Coolpix 8700 и Olympus Camedia C-8080 Wide Zoom. И он стойко держал удары, оставаясь самой компактной и удобной в использовании камерой с матрицей 2/3 дюйма и объективом 28-200 мм (экв.).
Примеры фотографий с Canon Pro1.
Значение фокусных расстояний приведено к 35-мм эквиваленту. Фотографии выполнены сразу в формате JPEG (контраст 0, резкость -1, цвет +1) и приводятся без редакции. В галерее вместе с оригиналом фото приводится кроп для наглядности.
Ещё немного фотографий вы можете посмотреть в моём альбоме на Flickr: On lakes: Canon PowerShot Pro1.