Глубокий уровень погружения продолжает удивлять . Нихил и Хорхе признаются, что некоторые из этих воспоминаний, вероятно, были зарегистрированы во время медитации или визуализации (т. е. для них самих не были новостью) еще во время их детства. Другие воспоминания напрямую связаны с практикой ритуальной визализации. Иногда они возникают из бессознательных фантазий, а иногда являются результатом переживаний, которые трудно определть, иявляются пямым отражением того, что Махарадж называл сознанием. Обычно существуют две или три пространственно-временно оси, по которым могут равиваться эти воспоминания. Мы рассмотрим эти направления подробнее в следующей главе. Но ы не соираемся делатьх предметом обзора. Важно то, что эти воспоминания являются результатом медитации. И эти переживания пронизывают все четыре спекта ума. Качество опыта зависит от глубины погружения и того, когда оно было сделано. Резюмируя, можно сказать, что это – неое аналитическое просветление, вызванное углублением в практику. Но благодаря опыту оно перерастает в переживание единства всех его аспектов – так, как мы часто переживаем его с точки зрения ментального переживания. Оно носит название «пустота». Такое переживание сидетельствует о том, что в этой пустоте нет «восприятия». Данное переживание похоже на появление света после долгого отсутствия, и это – единственный «смысл» нашей жизни. Все остальное – это просто плод усилий. Хотя энергия, сопровождающая его, особого впечатления не производит, тем не менее она есть и может дать весьма важные результаты. С момента его возникновения чувство эго сужается. Самое главное, можно считать, что оно полностью исчезло, поскольку нет препятствий, способных возникать между ним и пустотой. Тем не менее, все остальные явления, через которые проходит ум, оставляют следы, которые мы можем распознать. Внимательное слушание их может дать прекрасные результаты. В конце концов, слушать – это и значит внимать. Необходимо сосредоточить внимание на чем-то, что находится за пределами ума.