Сейчас любят сравнивать нынешнюю школу с советской. И качество образования, якобы, было лучше, и дисциплины больше, и отношения в треугольнике ученик-учитель-родители совсем другие были. Дети боялись вызова родителей в школу. Это считалось позором, и никому из родителей в голову не приходило, что учитель может быть неправ или что с ним можно спорить. А теперь, если родители в школу идут, то это значит, что они недовольны тем, как учат их ребёнка. А если их вызвать, то они зачастую и вовсе не придут: им некогда, они работают.
Моё школьное детство пришлось на восьмидесятые. Я согласна с утверждениями и про качество образования, и про дисциплину. И учителя у нас были замечательные. Не все, правда. Проблема как раз в тех, которые замечательными не были. И проблема эта – абсолютное бесправие перед ними и детей, и их родителей.
Нонна Николаевна
Она была нашим классным руководителем и учителем русского языка первые три года средней школы. Когда мы, десяти-одиннадцати-двенадцатилетние дети рассказывали кому-нибудь о том, как она с нами обращается, нам обычно отвечали: «Вот закончите школу, вырастете и потом будете Нонну Николаевну с теплотой вспоминать».
С момента окончания нами школы прошло почти 30 лет. Я до сих пор ненавижу Н.Н.
Помню, как-то раз на уроке она вызвала одного мальчика рассказывать правило. Правило он не выучил. Она поставила ему «2» со словами: «Я тебе сегодня ставлю 2. И завтра я тебе поставлю 2. И в четверти я тебе выведу 2, и в году у тебя будет 2. Будешь у меня знать!»
Любые украшения, даже крошечные серёжки носить в школу нам было запрещено. Никаких распущенных волос, только косы или хвост. Ленточки или заколка – только белые, коричневые или чёрные. За тёмно-зелёную заколку она довела меня до слёз.
Раз в неделю Н.Н. собирала на проверку дневники. Расписание уроков в них должно было быть написано на две недели вперёд, а напротив всех предметов на текущую неделю должно было быть написано «не задано». Если какое-то из этих требований не было выполнено, несчастный ученик должен был оставаться в школе до шести вечера, сидеть в классе и заполнять дневник. Весь, до конца.
Любимым занятием Н.Н. было прийти домой к ученику вечером, часов в девять. Без предупреждения. Чтобы посмотреть, в каком состоянии содержится рабочий стол, чем занимаются родители и вообще как семья живёт. Однажды она так заявилась к моему однокласснику, а у них дома были гости. Поэтому его родители извинились и вежливо попросили её зайти в другой раз. После этого она так затравила мальчика, что школу ему пришлось поменять.
Глубоко не везло тем её ученикам, кто попадался ей на улице после школы с мороженым. Они надолго попадали в её немилость. Ведь мороженое, по её убеждению, можно было есть только дома по субботам после обеда…
Но бывали в нашей с Н.Н. школьной жизни и праздники. Классе в пятом она заранее попросила родителей принести для детей маленькие подарки, которые повесили на ёлку в классе. Когда все были в сборе, она рассадила всех за парты. После этого каждый по очереди должен был выйти к доске, прочитать стихотворение или спеть песню. За это он получал свой подарок. А мы так мечтали о дискотеке…
Руководство школы знало о ситуации, но ничего не предпринимало, потому что всё, что делала Н.Н. считалось в порядке вещей.
Через несколько лет после окончания школы я встретила Н.Н. в московском метро. Она сидела как раз напротив меня. Я поняла, что она узнала меня, и видела, что ждёт, пока я с ней заговорю. Но я не смогла заставить себя даже поздороваться с ней и на ближайшей остановке вышла из вагона.
Это любовь
У моей приятельницы из соседней школы была любовь с учителем. Он – только после института. Она – в десятом классе. О их отношениях знали все, и дети и учителя. Да они и не скрывали ничего особо: на переменах ходили обнявшись, да и после школы их тоже нередко можно было встретить вместе. Поговаривали, что она делала от него аборт.
На выпускном она рыдала, потому что знала, что роман окончен, а он её утешал. Не знаю, была ли в уголовном кодексе статья про растление несовершеннолетних, но факт тот, что ему за всё это абсолютно ничего не было. Он и по сей день в той школе работает.
Таких учителей, как вышеописанные, было немного, но они были. И бесправие перед ними детей было вопиющим.
По счастью, были у нас и учителя с большой буквы. К примеру, наш учитель биологии, который настолько влюбил нас в свой предмет, что у нас весь класс хотел поступать на биофак. Правда, потом пришла другая учительница и это желание у всех пропало…
Были замечательные учителя по физике, французскому, литературе. Те, что беззаветно любили и нас и свой предмет. Ну а процентов шестьдесят просто отсиживали в школе положенные часы. Те предметы, что они вели, я не знаю, а лиц и имён этих педагогов уже не помню.
А какими были ваши школьные годы?