В мае 1944-го было создано спец соединение Ваффен СС «Jagdverband» – для выполнения диверсионных акций в тылу Красной Армии. Комплектование и оперативное руководство «Ягдфербандом» было поручено известному диверсанту, штурмбанфюреру СС Отто Скорцени.
В «Ягдфербанд» отобрали людей, уже имевших опыт подрывной и антипартизанской деятельности – из Абвера, «Цеппелина», «Бранденбург-800» и Зондеркоманд СС.
В специально созданной по указанию Скорцени диверсионно-террористической школе в Чехословакии их обучали диверсионной работе на железной дороге и промышленных предприятиях; тактике террора против руководителей советских и партийных органов, офицеров Красной Армии.
Начальником диверсионно-разведывательной школы стал кадровый разведчик, уроженец Риги капитан Герберт Гиль. Он разделил отряды «Ягдфербанд» на Балтийскую и Русскую группы.
Каждая из них должна была создать повстанческие и диверсионные отряды на территориях, недавно освобождённых советскими войсками, подготовить сеть агентуры на длительное оседание, создать в лесах тайные базы с продовольствием, оружием, боеприпасами.
Кого Скорцени и Гиль отбирали в «Ягдфербанд»? Тех, кто был крепко повязан кровью и уже не мог рассчитывать на снисхождение советского правосудия. Чтобы их можно было оставлять в тылу врага, не опасаясь того, что они пойдут сдаваться в НКВД.
Как работали эти диверсанты-провокаторы?
В красноармейской форме, вооружённые советским оружием, они входили в деревню, жители которой, предположительно, были связаны с партизанами. Если попадались полицаи, они их «для правдоподобия» расстреливали на месте (у диверсантов были такие полномочия). Провокаторы представлялись местным жителям советской спецгруппой, посланной для установления связи с партизанами, и спрашивали, «как нам найти наших».
Находились простодушные, готовые помочь «красноармейцам». Тем самым они подписывали смертный приговор и себе, и партизанам. Потому что вслед за провокаторами сразу приходили крупные силы карателей и «зачищали» этот партизанский край.
Гиль был взят сотрудниками контрразведки СМЕРШ 28-й армии 20 мая 1945 г. в Чехословакии. На допросе он показал, что его разведшкола была рассчитана на 800 курсантов, но полностью укомплектована не была: он имел в своём распоряжении всего 120 человек. Отто Скорцени и Александр Аух (штурмбанфюрер СС, родившийся в 1900 г. в Петербурге и ещё до 1917 г. эмигрировавший с семьёй в Германию) обещали доукомплектовать школу, но ничего не вышло.
По словам Гиля, проникновений на советскую территорию «Ягдфербанд» не успел совершить. Но подразделение получило огромный запас сухпайков, вооружения и боеприпасов. В том числе 3 тыс. кг взрывчатых веществ (пластид), фауст-патроны, мины различного действия (магнитные, замедленного действия и др.), пулемёты, гранаты, бесшумные пистолеты-автоматы и прочее.
Скорцени приказал им оставаться на территории Чехословакии, по которой уже наступала Красная Армия, и «партизанить» против неё. Он сказал Гилю, что в горах остаются воинские части генерала Штрахвица, которому диверсанты «Ягдфербанда» будут подчиняться.
Но «попартизанить» им так и не довелось.
Дело № А-15511: бойцы «Ягдфербанд», выявленные по случайности
В 1962 г. в псковское управление КГБ обратилась женщина, которая рассказала: ехала в поезде, и узнала в работнике железной дороги карателя. В войну она видела его в своей родной деревне!
Подозреваемого взяли, и после серии допросов он «раскололся». Тем более, что дело по его розыску в КГБ давно уже было – но зашедшее в тупик. Бывший боец «Ягдфербанд» Павел Герасимов по кличке Моряк назвал фамилии своих сослуживцев. Некоторых из них удалось найти.
🔵 «Rasputitsa и хитрый план советского командования»- что пишет Википедия США о Битве за Москву? Почему СССР победил по их мнению?
При этом командира роты диверсантов «Ягдфербанд» Игоря Решетникова нашли в лагере под Воркутой. Он отбывал там 25-летний срок за шпионаж в пользу американских спецслужб.
В апреле или мае 1945-го Решетников смог пробраться на запад, где его кандидатурой и заинтересовались американцы. Осенью 1947 г. его со спецзаданием переправили в советскую оккупационную зону, обещая за выполнение приказа вид на жительство, а затем и гражданство США. Но Решетников попался.
Герасимов и Решетников (оба уголовники, имевшие судимости и до войны) пытались выгородить себя. Основную вину сваливали друг на друга и на тех сослуживцев, кого уже давно не было в живых. Моряк вообще сначала проходил по делу свидетелем, изображая из себя жертву обстоятельств.
«Между ними на очных ставках была грызня самая настоящая. Зато припомнили все, все мельчайшие подробности каждого их преступления», – вспоминал следователь КГБ Михаил Петрович Пушняков.
Оба бывших диверсанта «Ягдфербанд» были расстреляны в 1964 году – почти через 20 лет после войны!
Спасибо за прочтение статьи! У меня есть 👉 Телеграм , 👉 сайт , 👉 Одноклассники, и канал 📍YouTube. Пишите своё мнение!
Как Вы считаете, насколько эффективно было это подразделение?
Единственный человек в руководстве Третьего Рейха, который был против войны с СССР: