Колоритный советский актер Иван Федорович Переверзев (1914 - 1978 гг.) воплотил свою юношескую мечту служить на море во многих киноролях. Играл он и адмирала Федора Ушакова, и капитана Найденова в "Морском ястребе", но сегодня я предлагаю вспомнить о других его персонажах, морских и сухопутных.
"Иван Никулин - русский матрос" 1944 г.
Осенью 1942 г. шел поезд в сторону фронта и возвращалось на нем из госпиталей множество моряков. Сначала в вагоне было двое: Иван Никулин и Василий Клевцов. Они с азартом резались в домино, а пожилой штатский сосед вздрагивал и зажмуривался от стука. Затем ввалились еще двое: Фомичев и Жуков с трофейным аккордеоном и, вскоре, набралось уже двадцать четыре человека.
Как только кто-то высказался, что не хватает одного, двадцать пятый возник в проеме двери, и какой! Пожилой морской волк нагруженный сундучком, бачком с горячей пищей, множеством продуктов. Его появление повлекло складчину под рассказы ветерана о дедушке, воевавшем под командой Нахимова.
Ехали в приятной обстановке, но вскоре пришло известие, что поезд дальше не идет. Команда, под руководством Никулина, выбила у коменданта места в охране эшелона с оружием, но на пути у краснофлотцев высадился немецкий десант. Пришлось вступать в бой.
26 немцам удалось уйти, а на их базе было обнаружено много боеприпасов и посадочные знаки для самолетов. Значит: ждали подкрепление. Команда преобразуется в партизанский отряд, выбирает главным Никулина, начштаба - стратегически мыслящего Фомичева, а на хозяйство сажают запасливого ветерана. Поезд пойдет дальше, а они остаются воевать. Первая победа и первые потери товарищей.
Сюжет фильма основан на реальном случае, описанном в газете "Московский краснофлотец" за 1942 г. и одноименной повести Леонида Соловьева. На мой взгляд, он более посвящен самому флоту, его исторической преемственности, легендам, традициям, морским обычаям, часто упоминающейся морской душе, которая определяется, конечно, не наличием у ее носителя тельняшки и бескозырки.
История создания партизанского отряда приобретает обобщающую мощь в демонстрации характера русских людей. В картине звучат чудесные песни: "На ветвях израненного тополя" в исполнении Бориса Чиркова ( Захар Фомичев) и финальный "Варяг".
Помимо упомянутых Ивана Никулина (Иван Переверзев), Захара Фомичева (Борис Чирков) и "Папаши" (Степан Каюков), можно полюбоваться на неотразимых Эраста Гарина и Зою Федорову.
"День ангела" 1968 г.
В этой истории герой Переверзева старше по возрасту и званию, но - снова моряк. Теперь он - статный капитан.
1907 г. Пароход "Цесаревич" прошел половину пути по Атлантике. На борту - 205 беспечных пассажиров. Прошел трехдневный шторм и, казалось бы, опасность осталось позади. Никто не знал, что впереди самое страшное и непредсказуемое.
Все шло своим чередом: бедный пассажир Сазонов изображал в ресторане богатого гурмана, колоритный русский купец мучился от качки, мнимый игрок ухаживал за мнимой французской актрисой.
Прятавшийся в трюме политический "заяц" начал стучаться и был услышан проходившим матросом. Доставленный в капитанскую каюту, "заяц" заявил, что в трюме пожар. Капитан оказался благородным человеком, зачислил нелегала матросом и пошел с помощником мерять температуру в месте предполагаемого возгорания.
За ними увязался истеричный Сазонов. Что страшнее пожара на корабле? Паника. Бацилла подозрительности. После безуспешных попыток его успокоить первый паникер тайно летит за борт.
Нужно сделать все для немедленной высадки с парохода, который взлетит на воздух, и организовать психологическое прикрытие. Так рождается легенда о том, что через два дня День ангела капитана и готовится морской пикник.
Фильм создан по рассказу Бориса Житкова "Механик Салерно", где дело происходит на итальянском пароходе, хотя реальной основой к нему послужило происшествие на русском корабле. Рассказ динамичный, жесткий, но, на мой взгляд, режиссер Станислав Говорухин показал себя тонким мастером психологии, вернувшись к русской первооснове.
Действие заиграло родными красками. В сюжете появились мучающийся совестью помощник Сергей Антонович (Николай Крючков), великолепный купец Грызлов (Борис Андреев), красавица Симона Валери, на самом деле, Симеония Пузырева (Наталья Фатеева), третий штурман Салин (Евгений Жариков), отправленный изливать на пассажиров беспечное обаяние молодости и находчивое вранье.
Главный герой картины - капитан "Цесаревича", который всегда прав: когда убивает и спасает, лжет и говорит правду. В любом случае, он принимает ответственность на себя. Великая роль Ивана Переверзева. Если бы такой капитан был на "Титанике", там погибли бы единицы.
Пилить надо было, пилить переборки, чтобы было на чем держаться на волне, но аристократы умирают не пачкая рук работой, да и в "Дне ангела" выбиваются из сил матросы, потому что "пассажиры в воде - это дети" ("Механик Салерно").
В картине звучит прекрасная музыка Софии Губайдулиной и русские романсы.
"Во власти золота" 1957 г.
Третья картина переносит нас в дореволюционные времена за Урал, в город Загорье, край золотых приисков. Здесь празднуют Масленицу, катаются со снежных гор. У двух приятелей: Тихона Кондратьевича Молокова, золотопромышленника, и Ивана Тимофеевича Засыпкина выросли дочери-красавицы, богатые невесты. Обе неравнодушны к приемному сыну Засыпкина - Василию.
Впрочем, приемный ли он? С чего это Засыпкин так расщедрился, что растил и содержал чужого мальчишку? Так или иначе Василий ухаживает за своенравной красавицей Анисьей Молоковой. Скромная блондинка Елена Ивановна тихо завидует и кидается во влюбленных снежками.
Подъезжает на тройках с цыганами и девицами Тихон Кондратьевич. Он угощает нужного человека, градоначальника, а и заодно дьякона, который пляшет им трепака. Веселье продолжается дома, но гость ведет себя все более по-свински. Пристает к дочери хозяина, за что и получает в нос. Картина сразу меняется, представитель власти обещает хозяину сгноить его в остроге.
Взволнованный Молоков обращается за советом к Засыпкину. Тот предлагает приятелю перевести имущество на жену, а самому скрыться под псевдонимом, обещая не оставить дела друга без присмотра. Засыпкин уже не первого дружка обирает. Он убеждает жену Молокова передать прииски ему в аренду, пока хозяин в бегах, и делает предложение Анисье.
Обнаружив, что с разорением отца , Василий перенес свое внимание на Леночку, Анисья соглашается выйти за Засыпкина. Теперь она - мачеха для Елены и хозяйка для Василия. Она им покажет.
Между тем, обнаружив, что его обманули, Молоков нанимает адвоката, чтобы вести встречную интригу, и тайно возвращается в родные места.
Фильм снят по рассказам Д.Н. Мамина-Сибиряка "Золотопромышленник", "Дикое счастье", "Золотуха". Колоритная картина о власти капитала, отражающая нравы эпохи.
Очень реалистично и красочно играют Иван Переверзев (Тихон Кондратьевич Молоков), Виктор Чекмарев (Иван Тимофеевич Засыпкин), Ефим Степанов (II) (Харитон Ширинкин), Лидия Старооскольцева (жена рабочего Маркушки). Звезда фильма - красавица Инна Кмит (Анисья).
В картине звучат прекрасные русские романсы. Вообще музыкальное сопровождение, автором которого является композитор Евгений Родыгин производит большое впечатление.
На этом я завершаю обзор и предлагаю обратить внимание на замечательные картины и роли, в которых блистает Иван Федорович Переверзев. Приятного просмотра!
Если статья показалась вам полезной, предлагаю ознакомиться с предыдущей, посвященной подборке актерских работ: "В поисках правды": 3 интересные забытые роли Сергея Шакурова в советском кино".