Можно ли действительно отделить личность писателя от его творчества? Вопрос дискуссионный, так что давайте разбираться.
Личность писателя, наше отношение к нему может быть либо положительным, либо отрицательным. Нейтрального взгляда просто быть не может, потому что нейтральность это все равно что одобрение.
Никто же не будет проводить моральные оценки личности Николая Васильевича Гоголя – для всех Николай Васильевич остается хорошим человеком. И никаких обсуждений быть не может.
Но есть писатели, личность которых, мягко скажем, вызывает вопросы. Одним из таких авторов является Астрид Линдгрен, всемирно известная писательница, по-настоящему талантливый человек. Кто в нашей стране не знает Карлсона или Пеппи Длинныйчулок? А кто-нибудь из широких масс знает некоторые моменты биографии их создательницы?
Вот вам цитата из её дневников: «Ослабленная Германия означает для нас, шведов, лишь одно: русские сядут нам на шею. А если уж на то пошло, то лучше я буду всю оставшуюся жизнь кричать "Хайль *итлер!", чем иметь здесь, в Швеции, русских. Ничего более отвратительного я не могу себе и представить». Я честно сказать, видя такие заявления, тоже ничего более отвратительного представить не могу. И это детская писательница, которую даже в СССР издавали огромными тиражами. Прощали за талант.
Или такое: «Неприятно быть на стороне одного из динозавров, но в этот момент не остаётся ничего иного, кроме как желать, чтобы Советы были прижаты, как следует» - 28 июня 1941. Как чувствуют себя потомки тех солдат, которые должны были «прижаты как следует» и которые покапают своим детям книги этого автора? Не знаю, ой не знаю. Вот, пожалуй, последнее: «На Кавказе немцы планово отступают. Под Сталинградом эти несчастные солдаты сидят в земляных норах, а вход в них взяли на мушку русские снайперы. А в России сейчас холодно. Бедные люди, что я могу сделать, если мне жалко и этих немецких солдат, когда они так ужасно страдают, даже если я ненавижу нацизм и все жестокие преступления, совершённые немцами в оккупированных странах. Гестапо, я считаю, должно быть стёрто с лица земли, но должно же быть и достаточно приличных немцев, по-другому быть не может» - 24 января 1943. Ну тут еще не все так страшно, тут Линдгрен вроде бы обращается к гуманизму. Можно подумать, русским солдатам не холодно.
Оговорюсь, что нацизм и фашизм я осуждаю и с вышеозвученными словами не согласен.
Как я после таких подробностей отношусь к Астрид Линдгрен как к человеку? Исключительно отрицательно. Буду ли я читать своим детям её произведения – не знаю. Все-таки детская литература, и в самом творчестве идеи гуманизма к нацистам не прослеживаются, но с каким чувством я читать то это все должен? Объяснять надо детям, даже самым маленьким, чью сказку они сейчас будут слушать.
Гораздо проще со взрослыми, они уже имеют критическое мышление и потому сопоставить факты биографии писателя с ценностью его творчества могут вполне легко. Но я бы хотел им помочь – если есть в биографии некоторых писателей темные пятна, укажите их на первых страницах книги. Вот так вот, как я указал отрывки из дневников.
Меня конечно тут же упрекнут, что я смешиваю божий дар с яичницей, что мух(личность) от котлет(творчества) отделять надо. Ну нет, господа. Все в этом мире связанно, и не бывает ничего в вакууме. Не бывает. И даже тем, кто якобы отделяет личность писателя от его творчества, я скажу – ничего вы не отделяете. Вы просто не видите в его личности ничего плохого, возможно для вас такие негативные факты не являются негативными, и поэтому вы смело прощаете Астрид Линдгрен её пронацисткие высказывания, потому что это не вызывает у вас диссонанс. Вы ей это прощаете, потому что и сами не видите в этом ничего предосудительного. Все просто. Аморальность некоторых авторов не будет являться для вас аморальностью, если вы живете также. Так что говоря, что вы отделяете личность писателя от творчества и поэтому можете его с удовольствием читать – вы лукавите. Вы просто прощаете ему его недостатки как человеку, возможно из-за невероятного таланта. Но вы не абстрагируетесь, вы просто не замечаете или прощаете ему человеческие слабости, что, впрочем, одно и тоже.
Я не за запреты. Я за честность. Я за полноту картины. Не получится отделить человека от его дел. Поэтому, когда в следующий раз будете восторгаться чьими-то повестями, почитайте и про их автора.
В конце концов, русская классика в этом вопросе согласна со мной, она считает человеческую сущность выше и главнее творчества:
Поэтом можешь ты не быть,
Но гражданином быть обязан!
Каким гражданином – это уже другой вопрос.