Найти тему

Рыжий взгляд в Конституцию. Часть 4

Часть 1

Часть 2

Часть 3

Мяу, Мои покорные слуги. Глава президентской администрации и рабочей группы по подготовке проекта Конституции Беларуси Игорь Сергиенко сообщил, что проект представят для всенародного обсуждения к декабрю.
Выражаясь по-белорусски, «каб тое чутае ды бачыць». Мне тоже уже хотелось бы обнюхать нечто хотя бы промежуточно готовое, ан нет – нюхать до сих пор нечего. Поэтому нюхаем дальше то, что нюхали. Давайте-давайте, Я один за всех нюхать должен? У Меня вообще-то лапки!

Так, в третьей части анонсировалось исследование реформы местных органов власти. Для тех, кто не в курсе: на сегодня система органов местного самоуправления и управления (далее – ОМСУ) в Беларуси представлена исполкомами (местное управление) и советами депутатов (местное самоуправление). В областях – областные исполкомы (их председателей многие в быту продолжают по старинке именовать губернаторами) и советы, в Минске – председатель Мингорисполкома (опять же, в обиходе именуемый мэром) и мингорсовет, в районах/районах внутри городов – свои исполкомы/местные администрации и советы (последние - не везде), в сельской местности – свои. При этом, согласно действующей Конституции Беларуси, решающую роль в назначении глав местных вертикалей принадлежит Президенту. Он предлагает – местные советы утверждают. К слову, не могу назвать ни одного случая, когда местные депутаты отклонили бы предложенную сверху кандидатуру.

Как предполагается эволюционировать систему ОМСУ? Запах эволюции от проекта КК – никакой. Скажу прямо, запах наполненной кормушки и запах пустой отличаются больше. Увеличен срок полномочий плюс Совмин получает право отменять решения ОМУ. Извините, ни о чём. По проекту ГС. Здесь сказано «А» (исключена ст.119), а потом – тишина. Новый механизм заполнения должностей председателей исполкомов не прописан от слова «никак». Судя по сохранению формулы ст.124, этот механизм предполагается прописать в будущем законе о местном управлении и самоуправлении. Ну такое себе «Б». Недосказанное.

Вижу, ждёте Моих предложений. Правильно делаете, ибо их есть у Меня. Итак, на самом низком уровне (сельские, поселковые, городские в районах) глава местного исполкома и Совета депутатов – один и тот же человек. Оно так есть сейчас, так и пусть остаётся. Дальше. Главы всех вышестоящих исполкомов (рай-, облисполкомов, горисполкомов областного подчинения и Мингорисполкома) предлагаю соответствующим Советам избирать из заранее подготовленного списка кандидатур (не более трёх). С той разницей, что списки для разных уровней формируются по-разному. Первый вариант касается районных исполкомов и городских областного подчинения. Второй – областных и Мингорисполкома.

Особняком оказались районные администрации в городах (Минск, областные центры и почему-то Бобруйск). От «обычных» «первичек» отличаются отсутствием Советов депутатов (есть только общегородские). Глав таких органов избирать банально некому, так что в их отношении сохраняется простое назначение. Правда, тоже из предложенного списка. Как? К этому Я ещё вернусь.

Так, кого ещё не обнюхали? Институт уполномоченного по правам человека? В принципе, неплохая идея. Имеющая, правда, минимум один крупный минус – очередное разрастание госаппарата.

Всебелорусское народное собрание (ВНС) производит впечатление третьей палаты Нацсобрания. Читая проект КК (раздел IV-1), пришёл к выводу, что какой абзац ни возьми – всюду дубляж. Взять хотя бы состав ВНС – депутаты, сенаторы и представители ОМУ. Последние и так косвенно есть в Нацсобрании через членов Совета Республики. В конечном счёте выходит, что в состав ВНС по должности попадают все члены парламента. И только они. Без даже таких организаций, ФПБ, БРСМ и «Белая Русь». Точнее, они там могут быть, но не в качестве членов упомянутых объединений. Само собой, партии тоже туда не пустили. При том, что это как раз бы расширило народное представительство.

Это только один пример. Аналогично для функции смещения Президента с должности, утверждения основ внутренней и внешней политики. Можно ведь это было сделать без сбился уже со счёта какого именно разрастания армии чиновников (Я о предполагаемом президиуме ВНС, которому, как постоянно действующему органу, явно назначат аппарат).

И на сегодня с Меня, пожалуй, хватит. Спать хочу. Поэтому носы вверх и слушаем мой анонс. У кого-то из вас, Мои покорные слуги, могло сложиться впечатление, что Я таки оставил лишь одну функцию Президента – говорящую голову. Мол, царствует, но не властвует. Поэтому в последней части сего мини-цикла Я расскажу, где же в этой конфигурации власти Президент. Спокойной ночи.

Мяу!

#кошмарсик #рыжий взгляд