В мире Ангелов Архангел Михаил традиционно считается Старшим, Высшим (приставка "ἀρχι-" означает "старший", "главный"), "князем" (Дан.10:13; 10:21; 12:1), "вождем воинства Господня" (Иис.Нав.5:15; Дан. 8:11) и архистратигом (наряду с Архангелом Гавриилом) небесных сил.
В эпоху Нового Завета Михаил персонифицирует Силу Божию, ревность о славе Его и почитается как защитник веры, поборник благочестия и искоренитель всякого зла. На иконах Архангел изображается с огненным мечом. Этот меч, конечно, понимается не столько предметно, сколько аллегорически. Как "меч духовный, который есть Слово Божие" (Еф.6:17).
В эпоху Ветхого Завета Архангел Михаил преимущественно заботится об иудейском народе - о тех, кто не променял Иегову на Ваала (в древности иудеи считали, что Михаил покровительствовал именно их народу). Архангел просвещает светом знания святых пророков, спасает их от физической гибели, побеждает врагов Израиля. Наиболее известны следующие деяния и чудеса Архангела Божия Михаила в Ветхом Завете.
1. Низвержение диавола. Архангел Михаил известен, прежде всего, как первый (после Бога) борец с сатаной. Именно Архангел Михаил не растерялся во время великого восстания диавола и воскликнул: "Кто, как Бог? Никто, как Бог!". Именно Архангел Михаил повел войну с сатаной и его клевретами, победил их и низверг побежденных с неба на землю.
"И произошла на небе война: Михаил и Ангелы его воевали против дракона, и дракон и ангелы его воевали против них, но не устояли, и не нашлось уже для них места на небе. И низвержен был великий дракон, древний змий, называемый диаволом и сатаною, обольщающий всю вселенную, низвержен на землю, и ангелы его низвержены с ним" (Откр.12:7-9).
Подробно об этой войне можно прочитать в этой статье: Архангел Михаил против Денницы и мятежных ангелов: как победить дракона
2. Явление пророку Валааму и его ослице. Это явление происходит во время пути Израиля в Землю Обетованную. Израильтяне с помощью Божией побеждают хананеев и аморреев (Чис. 21). На очереди - моавитяне. Последние, устрашившись сынов Израилевых, посылают людей к пророку Валааму и просят его прок-лясть Израиль. Валаам не прочь это сделать (пророк не израильтянин по рождению). Однако Бог дает Валааму откровение, что проклинать иудеев нельзя, а идти нужно, делая, правда, только то, что скажет ему Бог (Чис.22:20). Валаам встает поутру, седлает ослицу и идет. И здесь происходит удивительное чудо.
Дорогу загораживает Ангел Божий, которого ослица видит, а Валаам (по Промыслу Божию) - нет. Ослица не идет (впереди ведь Ангел), Валаам ее бьет... Ослица упирается. Пророк ее дубасит. Ослица ложится на землю. Валаам усердно работает палкой. В итоге, бедная ослица, не выдержав таких мучений, обличает Валаама человеческим голосом, говоря: "Что я тебе сделала, что ты бьешь меня вот уже третий раз?" (Чис.22:28).
Валаам находится в такой ярости, что даже не впадает в ступор (животное заговорило!). Он вступает в диалог с ослицей, сообщая ей, что все побои она получает из-за своего ослиного упрямства. И что вообще, если бы у него был меч, то он это ужасное животное сразу бы отправил в мир иной. Ослица напоминает всаднику, что раньше она себя так не вела. А если сейчас это происходит, значит, что-то изменилось. Валаам соглашается.
Бог разрешает эту комичную ситуацию, открывая глаза пророку. Валаам неожиданно видит дорожную помеху - Ангела. Писание говорит:
"И открыл Господь глаза Валааму, и увидел он Ангела Господня, стоящего на дороге с обнаженным мечом в руке, и преклонился, и пал на лице свое. И сказал ему Ангел Господень: за что ты бил ослицу твою вот уже три раза? Я вышел, чтобы воспрепятствовать [тебе], потому что путь [твой] не прав предо Мною" (Чис.22:31-32).
Этим Ангелом, преградившим путь Валааму, согласно Преданию, является Архангел Михаил. Блаженный Феодорит Кирский предполагает, что "Ангел сей есть Михаил, предстоятель народа израильского" (Феодорит Кирский, блаженный. Толкование на Книгу Чисел. Вопрос 41).
3. Явление Иисусу Навину. Это явление Архангела Михаила происходит во время завоевания Земли Обетованной. Избранный народ стоит станом в Галгале, недалеко от Иерихона. Бог проводит иудеев через обрезание (Иис.Нав. 5:2-8). После пасхи они перестают вкушать манну и переходят на обычную еду. Иисус Навин идет на разведку по направлению к Иерихону: город очень сильно укреплен, взять его трудно. Но неожиданно (опять неожиданно, но что делать) встречает незнакомца с обнаженным мечом в руке. Иисус спрашивает у него, кто он такой, и получает следующий ответ: "Я вождь воинства Господня, теперь пришел [сюда]" (Иис.Нав.5:14). Иисус падает на землю, выражая почтение существу с мечом, после чего получает инструкцию о том, как взять Иерихон.
По толкованию блаженного Феодорита Кирского, незнакомец с мечом - это Архангел Михаил. Бл. Феодорит говорит: "Я думаю, что это был Архангел Михаил. Ибо, когда прегрешили Евреи, Бог всяческих изрек Моисею: «Сам не пойду с тобою, яко людие жестоковыйнии суть,... но... послю Ангела Моего пред лицем твоим» вперед тебя" (Феодорит Кирский, блаженный. Толкование на книгу Иисуса Навина". Вопрос 5).
Тот же взгляд демонстрирует Толковая Палея (памятник древнерусской литературы). Ее автор обращаясь к иудеям, говорит: "Архистратиг Михаил, вождь и воевода воинства Господня, пришел к вам (иудеям - Христофор+) на помощь, укрепляя вас, явился Иисусу, вашему воеводе".
4. Уничтожение войска ассирийского царя Синнахериба (или Сеннахериба). Это удивительное чудо происходит в эпоху разделенного царства. Израиль (Северное царство) уже пал под натиском ассирийцев. Иуда (Южное царство) еще сопротивляется врагу. Но Иерусалим в осаде. Его окружает огромная армия царя Синнахериба числом в 185 тысяч воинов. Осажденным кажется, что всему пришел конец, спасения нет.
Но не тут-то было. Бог решает заступиться за город ради царя Давида, раба Своего. Господь посылает в Иерусалим настоящего Ангела гнева.
"И случилось в ту ночь: пошел Ангел Господень и поразил в стане Ассирийском сто восемьдесят пять тысяч. И встали поутру, и вот все тела мертвые" (4Царств.19:35).
Ангел гнева Господня, согласно богослужебным текстам, - это опять Архангел Михаил. В акафисте Архистратигу говорится, что он "во еди́ну нощь сто о́смьдесят и пять ты́сящ порази́л еси́ от во́ев царя́ ассири́йска Сеннахири́ма, да нака́жется про́чее не хули́ти и́мя Госпо́дне" (Икос 6).
5. Спасение пророка Даниила. Пророк Даниил - последний по счету в четверке великих пророков Ветхого Завета. Но по своей любви к Божиим Архангелам Даниил, как мне кажется первый. Ибо именно Даниилу неоднократно являлся Архангел Гавриил. Об этом можно прочитать здесь: Семь тайн, возвещенных в Библии Архангелом Гавриилом. Именно Даниил упоминает о поддержке и заступничестве Архангела Михаила.
Архангел Михаил послужил спасению пророка Даниила, когда последний находился в львином рве, куда его бросили по проискам завистников. Уста львов Бог заградил, а вот питать пророка следовало земной пищей. И тогда Архангел Михаил явился к пророку Аввакуму и повелел ему отдать Даниилу свою похлебку. Аввакум не очень хотел это делать (сказав, что он и Вавилона не видал и рва не знает). Но Ангел схватил "за волосы головы его, поставил его в Вавилоне над рвом силою духа своего" (Дан.14:36). Даниил покушал. А Аввакум (уже без похлебки) был унесен обратно.
О том, что Ангелом, носившим Аввакума туда и обратно был, действительно, Архангел Михаил, свидетельствует Церковное Предание. В акафисте Архангелу, праздник которому сегодня совершаем, читаем:
"Стра́нное чу́до си́лы твоея́, Архистрати́же Бо́жий, уве́де на себе́ Авваку́м, егда́ по ма́нию Бо́жию восхи́тив, прине́сл еси́ его́ скороте́чне от Иуде́и в Вавило́н, да́ти пи́щу Дании́лу, в ро́ве со львы заключе́ну" (Кондак 8).
Таким образом, в Ветхом Завете Архангел Божий Михаил, действительно, является покровителем иудейского народа. Он помогает как отдельным святым (Иисусу Навину, Даниилу), так и всем благочестивым иудеям.
В Новом Завете Архангел Михаил, известен по чуду, бывшему в Хонех (или Колоссах) в Iv веке. А в VI веке Архангел остановил бушевавшую в Риме чуму (свидетелем этого чуда стал святитель Григорий Великий).
А какие деяния Архангела Михаила знаете вы, дорогие читатели? Какой ангельский чин он имеет, на ваш взгляд (архангела или серафима)? Могла ли ослица говорить человеческим голосом или не могла? Оставляйте комментарии, не забывайте про лайки (если, конечно, статья вам понравилась) и, конечно же, подписывайтесь на канал «Христофор+».
Читайте также другие статьи:
Тайна погребения Моисея: почему пророк остался без гробницы и кто завладел его телом
Кто такой Архангел Гавриил и сколько "звездочек" у него на "погонах"
Как диавол из чистого херувима стал нечистым духом с хвостом и почему: читаем Писание
Пророчество св. Иоанна Богослова об упразднении земного времени (Откр.10:1-10)